Сибирские огни, 1984, № 7
Милая, улыбчивая тональность стихов неожиданно переходит в торжественную ноту, и заключительные строки звучат поч ти афористично... Читая книгу Т. Четвериковой, почти по стоянно ощущаешь ее сибирский колорит. Только сибирячка может сказать так про сто, без аффектации, без словесной ханд р ы ^ нашей суровой, в общем-то, земле: Мне ли к тяжелым снегам привыкать, Коль отвыкать от них не успеваю? Женское сердце ее чутко к несправед ливости, открыто для чужого горя, оно ранимо — для того, чтобы обратить эту боль в добро для людей, показать им соб ственную их жестокость, которая порою задевает и неокрепшие детские души. 'Тра гедийно звучит стихотворение «На вокза ле»: Мальчишку делят, боже мой1 Кричат и топают прилюдно. И, всхлипывая поминутно, Кричит он тоже, сам не свой. Но что ему слова, молва... Нет сил беды своей стыдиться. Хватает их за рукава. Кричит. А все не докричится. ^ Но В стихах т. Четвериковой много и светлых строк, согретых любовью к ребен ку, к сыну, и в этих строках органично сливается душа матери и ранимое сердце поэта. И как великодушно распахнуто оно, это женское сердце перед любимым! И как нам (замечу в скобках) надо еще учиться понимать его! Качаются скверы и улицы, Так весело, будто в игре. И я не гордячка, а умница Встречаю тебя у дверей. Вновь сердце твое бескорыстное Ответит легко моему. И власть, лишь вчера ненавистную. Сегодня без боя приму. А вот Другое настроение, другое состо яние женской души, которая — также не будем забывать — и горда, и решительна: Мне все труднее и тревожней. Мне все больнее оттого. Что я лишь травка-подорожник Пути и сердца твоего. Мелькают дни, проходят сроки. Раздумий сроки —не мечты. А я все травка на Пороге, Которой раны лечишь ты. Я не скажу тебе: доколе? Я молчалива, как трава. Но прорасту в широком Поле И разве буду не права? Такой доверительный разговор ведет Татьяна Четверикова на многих страницах книги. Если говорить о недочетах сборника «Голубое окно», то, думается, они происте кают из недостаточно жесткого отбора стихов для этой книги. Необязательным, на мой взгляд, является включение стихотво рений «Как долго сердце спит...», «Дума ла — навечно...», «Казалось, жизнь — тро па прямая...» и некоторых других. Основ ной их недостаток — пониженная, что ли, температура чувства, излишняя рассудоч ность.' Малоудачным, сугубо фактографич ным представляется свод стихотворений (или маленькая поэма?) под общим назва нием «Река моя», что открывает сборник. Хотелось бы пожелать автору более чут кого слуха ■— ее рифмы порою откровенно небрежны («земля — оставлять», «тро нут — тропам», «надежда — нежность» и т. д.). Поэт миновал пору ученичества, и подобные издержки в работе особенно за метны... Думается, что Т. Четверикова из брала верную, хотя и трудную дорогу — дна стремится к предельной искренности, к исповедальности, и в лучших стихах ей это удается. Более того, и в будущем эта до рога сулит ей новые открытия, ибо неис черпаема живая женская душа, монолог которой сочувственно воспринимается на ми, современниками поэта. Владимир МАКАРОВ В. Баранов, А. Бочаров, Ю. Суровьгев. Ли* тературно. художественная критика. М., изд-во «Просвеьцениеьь, 1982. Как только дело касается критики, так сразу возникает множество самых разных вопросов. Что такое критика? Какова е? природа?. Для кого пишет критик? И надо сказать, отвечать на них трудно. Д а и от вечают чаще всего неоднозначно. Одно неоспоримо: роль и значение критики в движении общественной мысли нельзя принизить (за различного рода Филиппи нами в ее адрес скрываются причины, по рой не относящиеся к сути явления). Она, критика, «так же естественна и такую же имеет законную роль в деле развития че ловеческого, как и искусство... В критике выражается вся сила, весь сок обществен ных выводов и убеждений в данный мо мент». Эта мысль Ф. Достоевского как нельзя лучше объясняет предназначение критики. В последние годы интерес к истории, теории критики заметно возрос. И это не случайно. Критика вышла на тот уровень, когда уже возникает необходимость по знать самое себя. Пособие «Литер атурно-худОжественная критика» в этом плане явилось «логиче ским продолжением работ по истории и методологии критики», выражением дав ней потребности в систематическом изло жении теории жанра. В работе, отразившей непосредствен ный критический опыт самих авторов, предложена глубоко продуманная концеп ция литературно-художественной критики, которая рассматривается в единстве трех ее сторон: как особое общественное явле ние; как особая творческая деятельность; как особая совокупность форм. Критика, выражая художественно-эсте тические взгляды общества, всегда была орудием идеологической борьбы. Этот факт неоспорим. Поэтому во многих пар тийных документах последних лет перед критикой ставились сложные и ответст венные задачи. Место критики в мире художественной культуры подчеркивается и самой научно публицистической ее природой. Это важ- « ный момент в позиции авторов. Споры о том, что такое критика — наука или вид литературного творчества — не прекраща
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2