Сибирские огни, 1984, № 7

силой полны слова, как будто сказанные вполголоса, в глубоком раздумье: Голубые ставенки. Улица светла. Журавель, поставленный Посреди села. Старый сруб колодезный Мохом пооброс. Голова журавушки Достает до звезд. Здесь соединяются Небо и земля... Место называется Родина моя. Родина у человека всегда одна, и пото­ му, как бы ни была прекрасна Сибирь, ее диковатая, буйная красота не сможет за­ слонить неяркое, далекое свечение плавной речушки Хмелевой, где поэт «освоил ис­ кусство плаванья в невеликих водах ее». Чувство Родины неотделимо от памяти сердца. Она вносит в поэзию В. Махалова ощущение судьбы. Это личное, свое не разменял поэт ни в угоду переменчивой мо­ де, ни в угоду географии места жительст­ ва. Оно дает право сказать о себе; «И долго­ долго буду слушать в настороженной ти­ шине свою ребяческую душу, еще звеня­ щую во мне». Свой путь... Это трудное дело, это боль­ шая ответственность. И главная трудность здесь, может быть, заключается в том, что­ бы на всем протяжении этого пути уровень лирического чувства не снижался. Задача такая, к сожалению, не всегда оказывает­ ся В. Махалову по плечу. Лирическое чув­ ство порой заметно тускнеет, уступая ме­ сто декларативности. Она же порождает ощущение накатанности поэтической мыс­ ли. И, случается, в разговоре с природой на «ты» у поэта не хватает новизны, тай­ ны. Дело здесь не в том, что такие испо­ ведальные беседы — традиционны, а в том, что поэтическая мысль как бы лежит на поверхности, холодна и назидательна: Мне ответит тихо речка: — Не хвали меня, не надо. Относись по-человечьи К этим взгорьям, к этим долам, К вольным птицам, К буйным травам. Будь счастливым и веселым. Не виновным будь, А правым! Все логично 'в этих строках — и идея, и мораль, и сам замысел. Беда в том, что эти мотивы, кочуя из стихотворения в стихо­ творение, не всегда наполнены чувством переживания, чувством личностным, сокро­ венным. Так получилось и в данном случае. Поэтический плуг проскользил по поверх­ ности, не затронув глубин бытия, реально­ го. И это — «Не виновным будь, а пра­ вым!» — не повернулось к читателю новой гранью, осталось лишь верным и правиль­ ным лозунгом. Подобные огрехи заметно снижают об­ щий уровень лирического чувства всего сборника. Однако хочется верить, что Стремление идти путем «наибольшего со­ противления» не оставит В. Махалова. Ведь он не старается перекричать «сует­ ливый шум стремительного времени» — лирический герой безыскусен, прост. В его образе — черты трудного, порой необжито­ го быта. Созидающая связь с реальностью, с основами человеческой жизнестойкости в лирике В. Махалова очень ощутима. Она не дает притупиться извечному человече­ скому беспокойству. Смотрю с тревогой и печалью В окно на желтые поля. О, если б все мы понимали. Что думает о нас земля. Н. КАРЛАГИН Татьяна Четверикова. Голубое окно. Стихи. Омское кн. изд-во, 1982. Сравнительно недавно в сибирской поэ­ тической рубрике появилось имя Татьяны Четвериковой, ею — с небольшим по вре-, мени интервалом — выпущены в Западно- Сибирском книжном издательстве две кни­ ги, которые быстро нашли своего читателя; поэтесса была удостоена премии Омского комсомола. И вот — третья ее книга, целиком состо­ ящая из новых стихов. Перед нами действительно цельная кни­ га, со страниц которой встает живой че­ ловек, личность — с ее непростой судьбой, с печалями и радостями, с утратами и по­ исками новых путей, с активной позицией в жизни. Свой монолог молодая героиня стихов Т. Четвериковой ведет честно, иск­ ренне. ничего не приукрашивая и не смяг­ чая. А в сочетании с лирическим даром эта искренность рождает ту неповторимую то­ нальность, которая и является нервом кни­ ги, ее «особннкой». Вот лишь некоторые иллюстрации,к ска­ занному, Много строк написано о детстве,- о той поре, что, словно костер на речном берегу, горит для нас всю жизнь, зовет в невозвратное. Но об этом, знакомом, Т. Четверикова пишет по-своему, просто и пронзительно: Свет золотой от раскидистых ветел — Больно смотреть мне. Чье же колечко на палец надену? Кануло детство. Мягкая, прозрачная акварель, на кото­ рой осень «пугливою лосихою' глядит из леса на людей», оказывается сопричастной состоянию человеческой души: ....осени легко ворожится На дым, на воду в поздний час, Как будто и она тревожитс.ч О том, что ожидает нас. Т. Четверикова не чурается и такого приема, как развернутая на все стихотво­ рение метафора, что однако не является для нее самоцелью, а продиктовано необ­ ходимостью выразить своеобразие мгно­ вения: Пролетело и выцвело лето. Лес осенним огнем опален, и на плечи тебе эполеты Возлагает растрепанный клен. Ты высоким пожалован чином. Осень милость явила тебе. Мы прошествуем важно и чинно По шуршащей чуть слышно тропе. Выйдем во поле. Ветер с разбегу Сдернет листья, и ты — рядовой. Но о чем сожалеть человеку Перед хлебом и под синевой?...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2