Сибирские огни, 1984, № 7

я инюкнои полки Игорь Ду»ль. Дорога вдоль фасада. Доку­ ментальная повесть. М., Профиздат, 1982. У многих из нас об Арктике весьма тра­ диционное, если не сказать больше — оши­ бочное представление. Начитавшись иных художественных произведений, мы полага­ ем, что величайшие трудности и трагедии в освоении ее бескрайних, безмолвцых пространств давно уже принадлежат исто­ рии.. Между тем, как документально сви­ детельствует книга И ..Дуэля, это далеко не так. Прощаясь с освоенным, но таящим мно­ гие неожиданности Севером, автор пишет: «Будто суровым своим видом напоминает материк мореплавателю, дерзнувшему пере­ сечь незримую границу Арктики, чч'о впе­ реди ждет его трудная работа, требующая напряжения всех сил, требующая мастер­ ства, смекалки и мужества. И я подумал, что предупреждение это всегда будет своевременным, ибо освоение заполярных .широт не стало и никогда не станет легким делом». В этом мы убеждаемся, знакомясь с очерками, составляющими его книгу. Сам И. Дуэль матросом избороздил многие мо­ ря и океаны. Особым пристрастием пользу­ ется у него Северный Ледовитый, побе­ режье которого великий русский адмирал Макаров назвал «главным фасадом Рос­ сии». ■ Документальная повесть «Дорога вдоль фасада» рассказывает о людях современ­ ной Арктики, о перспективах и проблемах, стоящих перед ней. Читатель убеждается, что в условиях Заполярья драматические и даже трагиче­ ские случаи сведены на нет не только бла­ годаря мощной современной технике, но и благодаря необыкновенной выдержке, уме­ нию, Величайшему опыту и непоказному мужеству людей, обслуживающих великий Северный морской путь. Уже в первом разделе мы знакомимся с опытнейшими капитанами ледоколов Александром Гурьевичем Чехониным и Александром Петровичем Кузнецовым, у которых навигация проходила удачно, без аварий и жертв только благодаря их вы­ сочайшему мастерству и профессиональной выдержке. Всей системой отбора фактов и убеди­ тельных примеров повесть опровергает расхожее мнение иных, не в меру ретивых журналистов и литераторов, «еще трид­ цать, а то и сорок лет назад уверявших мир, будто Арктика раз и навсегда поКо- 168 рилась человеку». Читаешь главу за гла­ вой и убеждаешься, что с белым безмол­ вием по-прежнему необходимо быть на «вы». Читаются очерки на одном дыхании, уже сами их заголовки вызывают интерес: «Моя безответная любовь к вертолету «Сибо-2», «Тихим теплым вечером на 72° с. ш.», «Мельпомены, в катер!», «По велению днев­ ного светила». И каждый очерк добавляет что-то новое в познании природы Севера и его замечательных, неутомимых тружени­ ков. В центре раздела «Требуется лич* ность!» — начальник порта знаменитой Дудинки А. Г. Кизим. Уже в ранней молодости Кизим знал, чему посвятить свою жизнь, чтобы быть полезным народу. Отчизне. Разносторонне образованный инженер, Александр Гри­ горьевич достиг немалого в своей жизни и самое главное — построил возле порта Дудинка дамбу, имеющую большое на­ роднохозяйственное значение (ее так и на­ зывают «дамба Кизима»). Очерк «Требуется личность!» я бы наз­ вал человековедческим, так как в нем иссле­ дуется характер крупной, неординарной личности. Вот как сказано о нем: «...Кизим из породы людей, которые живут органич­ но, естественно, из тех, кто не совершает натужных подвигов, чтобы потом до ста­ рости лет гордиться, из тех, кто в строи­ тельстве собственной биографии повинует­ ся не чужому голосу, не воле обстоя­ тельств, а лишь движениям собственного ума и души». В повести, на любой странице, ощуща­ ется личностное отношение автора к Севе­ ру, к его людям, к его неласковой и все- таки неповторимо-прекрасной природе. Искренней, неподдельной любовью дышит каждая строка, пишет ли И. Дуэль о неза­ урядных полярниках Руслане Борисове н Владимире Сигове («Моя безответная лю­ бовь к вертолету «Сибо-2»), или о на­ чальнике полярной станции Муостах В. Н. Аносове («Тихим теплым вечером...»), о «ллойдовском» капитане Чашине, слегка зараженном снобизмом, но до предела преданном Северу («Мельпомены, в ка­ тер!»), о новых методах прогнозирования погоды, на крайнем Севере («По велению дневного светила»), о нелегких проблемах нового полярного порта на мысе Шмидта («Земля Отто Шмидта»), Можно представить, какие вполне ре­ альные трудности выпали писателю, когда он собирал материал для этой книги. Вот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2