Сибирские огни, 1984, № 7
я инюкнои полки Игорь Ду»ль. Дорога вдоль фасада. Доку ментальная повесть. М., Профиздат, 1982. У многих из нас об Арктике весьма тра диционное, если не сказать больше — оши бочное представление. Начитавшись иных художественных произведений, мы полага ем, что величайшие трудности и трагедии в освоении ее бескрайних, безмолвцых пространств давно уже принадлежат исто рии.. Между тем, как документально сви детельствует книга И ..Дуэля, это далеко не так. Прощаясь с освоенным, но таящим мно гие неожиданности Севером, автор пишет: «Будто суровым своим видом напоминает материк мореплавателю, дерзнувшему пере сечь незримую границу Арктики, чч'о впе реди ждет его трудная работа, требующая напряжения всех сил, требующая мастер ства, смекалки и мужества. И я подумал, что предупреждение это всегда будет своевременным, ибо освоение заполярных .широт не стало и никогда не станет легким делом». В этом мы убеждаемся, знакомясь с очерками, составляющими его книгу. Сам И. Дуэль матросом избороздил многие мо ря и океаны. Особым пристрастием пользу ется у него Северный Ледовитый, побе режье которого великий русский адмирал Макаров назвал «главным фасадом Рос сии». ■ Документальная повесть «Дорога вдоль фасада» рассказывает о людях современ ной Арктики, о перспективах и проблемах, стоящих перед ней. Читатель убеждается, что в условиях Заполярья драматические и даже трагиче ские случаи сведены на нет не только бла годаря мощной современной технике, но и благодаря необыкновенной выдержке, уме нию, Величайшему опыту и непоказному мужеству людей, обслуживающих великий Северный морской путь. Уже в первом разделе мы знакомимся с опытнейшими капитанами ледоколов Александром Гурьевичем Чехониным и Александром Петровичем Кузнецовым, у которых навигация проходила удачно, без аварий и жертв только благодаря их вы сочайшему мастерству и профессиональной выдержке. Всей системой отбора фактов и убеди тельных примеров повесть опровергает расхожее мнение иных, не в меру ретивых журналистов и литераторов, «еще трид цать, а то и сорок лет назад уверявших мир, будто Арктика раз и навсегда поКо- 168 рилась человеку». Читаешь главу за гла вой и убеждаешься, что с белым безмол вием по-прежнему необходимо быть на «вы». Читаются очерки на одном дыхании, уже сами их заголовки вызывают интерес: «Моя безответная любовь к вертолету «Сибо-2», «Тихим теплым вечером на 72° с. ш.», «Мельпомены, в катер!», «По велению днев ного светила». И каждый очерк добавляет что-то новое в познании природы Севера и его замечательных, неутомимых тружени ков. В центре раздела «Требуется лич* ность!» — начальник порта знаменитой Дудинки А. Г. Кизим. Уже в ранней молодости Кизим знал, чему посвятить свою жизнь, чтобы быть полезным народу. Отчизне. Разносторонне образованный инженер, Александр Гри горьевич достиг немалого в своей жизни и самое главное — построил возле порта Дудинка дамбу, имеющую большое на роднохозяйственное значение (ее так и на зывают «дамба Кизима»). Очерк «Требуется личность!» я бы наз вал человековедческим, так как в нем иссле дуется характер крупной, неординарной личности. Вот как сказано о нем: «...Кизим из породы людей, которые живут органич но, естественно, из тех, кто не совершает натужных подвигов, чтобы потом до ста рости лет гордиться, из тех, кто в строи тельстве собственной биографии повинует ся не чужому голосу, не воле обстоя тельств, а лишь движениям собственного ума и души». В повести, на любой странице, ощуща ется личностное отношение автора к Севе ру, к его людям, к его неласковой и все- таки неповторимо-прекрасной природе. Искренней, неподдельной любовью дышит каждая строка, пишет ли И. Дуэль о неза урядных полярниках Руслане Борисове н Владимире Сигове («Моя безответная лю бовь к вертолету «Сибо-2»), или о на чальнике полярной станции Муостах В. Н. Аносове («Тихим теплым вечером...»), о «ллойдовском» капитане Чашине, слегка зараженном снобизмом, но до предела преданном Северу («Мельпомены, в ка тер!»), о новых методах прогнозирования погоды, на крайнем Севере («По велению дневного светила»), о нелегких проблемах нового полярного порта на мысе Шмидта («Земля Отто Шмидта»), Можно представить, какие вполне ре альные трудности выпали писателю, когда он собирал материал для этой книги. Вот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2