Сибирские огни, 1984, № 7
только физическая мощь Хронюка, травми рует героя рассказа, который в свою оче редь смешон в своем праведном гневе, по тому что ограничен, завистлив, да и тру соват; в конце письма он просит редакцию не называть его фамилию—«все же этот Хронюк очень здоровый мужчина». Здесь четко проступают контуры харак терных для юмористики Самохина общест венных типов в их не менее характерной связи и соотношении. Сейчас ясно, что в юмористической форме Самохин с самого начала ведет наблюдение за общественным поведением человека, потому-то так вни мателен он к толпе на улицах, в транспор те, в очередях. Стихийное, летучее людское сообщество глубоко интересует писателя; в нем он умеет открыть и подчеркнуть су щественные, типичные черты, всерьез вол нующие художника. Отчетливо это видно в одном из лучших рассказов Самохина «Кто последний?», где юмористическая маскировка в основ ном снята. Очередь за пивом здесь дей ствует, как крошечный, самонастраива ющийся общественный организм, в разных случаях проявляющий себя по-разному; сложные зигзаги этого поведения художник ^ наблюдает через своего героя Володю. • Вначале тот вступает с людьми в конфликт: хочет пролезть без очереди, но напрасно— в последний момент его брезгливо, но спо койно отбрасывают в хвост. Это неприят но, но справедливо, и Володя быстро уте шается тем, что он теперь — законный и равноправный представитель очереди, ко торую писатель называет даже «летучим мужским клубом», гуманным и демократи ческим, где все равны, все, в том числе и Володя, могут вставить слово в общем разговоре. Но внезапно ситуация меняется: явилось новое действующее лицо, которое писатель называет «наглецом с большой буквы»: «этакий тип с пакостной сытой физиономией — не то чтобы раскормленной, а именно пакостной, по-кошачьи сытой, и заледенело-смеющимися глазамт». На гла зах всей очереди он сует в окошко двадца тилитровую канистру, и «обшественный ме ханизм», который отбросил в хвост Воло дю, теперь почему-то не срабатывает — все оцепенели... Володя вне себя от воэму- шения; подобный тип ему хорошо знаком: «На Володю, в его шебутной, далеко не кристальной жизни такие глаза, случалось, смотрели с близкого расстояния — и он- помнил, как умеют обладатели их .холодно и беспощадно взять тебя за глотку». Но более всего он оскорблен несправед ливостью, трусостью, постыдной пассив ностью людей; ему обидно за то «общест во», которое только что раскрылось перед ним’ с хорошей стороны. «Мужики!— кричит Володя очереди. — Д а он же смеется! Он же нас как мел коту делает... во все места! Вы что, не ви дите? Мужики!» Но очередь стоит разоб щенно, равнодушно, прежние задушевные собеседники отвернулись Друг от друга, не которые стыдливо покраснели, у большин ства пустые глаза... «Вот это да!— ахнул Володя,— Его как щенка выбросили, как цуцика! Как мелкую сявку! Сразу и амбал- 11 доброволец нашелся! Он, значит, шпана. рван ь— с ним , можно?-А эту, наглую ха- .рю — раз он из ОРСа или откуда там — не тронь? О, стоят! Прижали хвосты! Тер пят коллективную порку! И хоть бы хрен!.. Ну, молодец тогда этот! Правильно он их давит, тараканов!» Тип между тем выво ротил полную канистру и пошел восвояси. «Ну, наелись?— не унимался Володя.— До сыта? До отвала? И как оно на вкус? Что напом«нает?.. Эх, вы, тараканы!» И чув ствует, что толпа снова оживает и что его сейчас — во второй раз — выбросят из очереди... Тут юмор отступает на задний план; в руках художника оказывается «ювеналов бич». Он не в силах сдержать свою ярость перед лицом самодовольной и сытой хам ской морды, которой в высшей степени на плевать на дорогие всем нам принципы гуманизма, социального равенства, демо кратической законности. Эта хамская мор да знает одно: грести к себе, под себя, хватать жизненные блага, бесцеремонно расталкивая окружающих. Николай Само хин четко ощущает ее присутствие в раз ных областях жнзни, столь оскорбительное не только для него, но для общества, в ко тором он живет, устон которого защищает. Уже в самом первом своем сатирическом рассказе, открывающем первую его книгу «Как я гулял с дядей Сашей»,— во всей красе выступает образ Наглеца наших дней. Нет, это вовсе не застенчивый ворю га Альхец; он самоуверен, активно и прямо линейно целеустремлен; не упустить сввего ни в чем, даже в мелочи, используя наглую ложь,— вот его девиз. «Ребенка задави ли!»— тонким голосом вопит дядя Саша, врываясь в троллейбус и захватывая место. «Ай-ай-ай! Деньги бросил, а про талончики забыл»,— врет он в лицо контролеру. У кас сы администратора он заявляет,^ что при ехал с целины, стучит кулаком по стене; «Мы там поднимаем, а вы нам палки в ко леса! Люди в палатках замерзают, а они тут вон как!» И все требуемое дядя Саша обретает, поливая, кстати, за глаза грязью людей, безропотно ему уступающих. В рассказах Самохина выстраивается це лая галерея разноликих ворюг, наглецов, хулиганов, мелких провокаторов. Дело не только в их «аморальности»; ненависть Самохина к этому типу со временем при обретает социальные, можно даже в опре деленном смысле сказать «классовые» корни. Сатира Самохина обоюдоостра: хлеща по разноликому хамству, писатель нисколько не щадит и его жертву. Одно оказывается тесно связанным с другим; наглец — лишь оборотная сторона чьей-то трусоста, пас сивности, душевной мелкоты. Что толку в твоей интеллигентности, спортивной закалке, если ты терпеливо, как бы со стороны, наблюдаешь, как пья ный хулиган издевается над тобой, посте пенно расходится, наконец, бьет тебя по уху, а ты только про себя «комментиру ешь»: «Разве так бьют?» («Хулиган»). Что толку в ' культурном мероприятии, о котором взахлеб пишет газета («Славно повеселилась молодежь! С отличным на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2