Сибирские огни, 1984, № 7
Симпатии и антипатии автора в общем определены, но не «выпирают», как и дру гие разного рода малоприятные явления нашеь! действительности, с которыми стал киваются путешественники. «Толя, Коля, Оля и Володя здесь бы ли»— не сатирическая повесть; элементы сатиры в ней— лишь специя, придающая жизни вкус и остроту. Может показаться даже, что здесь все дело только в живости подробностей, в авторском удовольствии вести бесхитростный, веселый рассказ о действительно происшедшем, удовольствии. Сполна передающемся нам, читателям, Н. Самохин не случайно, говоря о себе, вспомнил о Ходже Насреядине; не на гор дом скакуне проблемной прозы, а на скром ном «ишаке» ни на что не претендующей юмористики он въехал в высокую область художественного. Что такое художественность? Определе ний — тьма, но каждый раз приходится вновь осмысливать это понятие примени тельно к личности автора. И все же суть ее, пожалуй, одна для всех жанров, для всех творцов, для всех видов искусства. Ее основа— любовь к жизни, к ее глубин ной сущности, проявляющейся в вещест венной оболочке, умение чувствовать ее неповторимость, единственность абсолют ную, нерасчлененную, первичную ценность, ее таинственный смысл и так и не объясни мый'до конца дар пробиваться к этому смыслу, овеществлять его в словах, фор мах, движениях, красках, материале самой жизни — тем самым освещая внутренним светом существование каждого из нас, уча нас, как говорил Лев Толстой, «полюблять жизнь». Юмор, смех, комизм... Это начало худо жественного постижения жизни сейчас не дооценивается; пора вспомнить вслед за Гоголем о том, что «смех значительней и глубже, чем о кем думают». Смех, порож даемый поэтическим произведением. Иду щий, по выражению Белинского, от писа тельского «умения видеть вещи в настоя щем виде, схватывать их характеристиче ские черты», есть прямая, всеобщая, непо средственная реакция на правду жизни, запечатленной художником; это верный признак того, что ему удалось пробудить читателя, вызвать ответную эмоциональ ную волну, всколыхнуть в нем и эстетиче ское, И нравственное чувство, очистить, просветить его духовный мир. Ибо смех,’ как писал Гоголь, «излетает из светлой природы человека,— излетает из нее пото му, что. на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что просколь знуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы так душу». Природа самохинского юмора глубока и светла; он воплощает в себе прежде все го любовь и интерес к нашей жизни, увле ченность ею — любовь зрячую, увлечен ность не безоглядную — но тем не менее неподдельную, истинную. Изъяны, недос татки окружающего его мира хорошо вид ны художнику, но в целом этот мир «узна ется, принимается и приветствуется»; Са- мохину радостно видеть его в кипучем движении, полром на каждом шагу не ожиданных и веселых причуд; он нахо-дит в этом непрерывное -опровержение всякого' рода заданности, в борьбе с которой оформ лялся его талант. Юмор его отражает так же настроение общества в определенный момент его развития. «Материалист» Са- .мохин, вслед за Маяковским, склонен весь ма серьезно относиться к радостным пере менам, наступившим в быту людей, столь ко натерпевшихся в прошлом. Смех Само- хина здесь весел и беззлобен, жизнь идет к лучшему, и перемены, в общем, радуют..'. Не везде, однако, и не всегда. Само по себе улучшение быта, как известно, не ре шило всех проблем; мало оказалось выбро сить старую мебель; в новые дома пере селились вместе с людьми старые из'ьяны, стали проявляться и новые. Радующая и вдохновляющая Самохина-юмориста не ожиданность и непредсказуемость движе ния жизни нередко оборачивается уродли вым и болезненным, чувствительно бьющим по паганелевскому оптимизму, по крае угольным предпосылкам добра и гуман ности. И здесь писателю трудно сохранить «чувства добрые»; его ирония становится язвительной и гневной, а юмор все чаще превращается в сатиру — в смех едкий, уничтожающий. Впрочем, у Самохина трудно бывает отделить одно от другого; безобидная шут ка переходит в желчную сатиру как-то сама собой, незаметно для читателя. Так происходит, например, в рассказе «Как стать здоровым». Некто Н-сков Федор Л а заревич шлет в газету письмо, полное не доумения; он обескуражен, главные устои его бытия поколеблены. Истово и серьезно он привык доверять науке, печатному сло ву, доверять прежде всего в том, что яв ляется самым существенным и важным для него,— в вопросах собственного здоровья. Автор письма не без гордости сообщает, что он вот уже восьмой год неуклонно вы полняет все медицинские предписания ко торые печатает газета. И все это время, «ходя пешком, стоя на голове и пья носом воду», он наблюдает за своим соседом Петром Саввовичем Хронюко.м, который абсолютно ничего не соблюдает: зарядку не делает, пешком не ходит, а разч.езжает на собственной «Волге», ест преимущест венно свинину... По всем законам медици ны он должен бы ноги протянуть, а вместо этого «здоровеет и здородеет, и такой стал, извиняюсь, хряк, что об него кирпичи ломать можно». И вот тут-то главная за гвоздка для автора письма: «...Если пресса точно нас информирует, а не уводит с ка кой-то целью в сторону, то» почему тогда подобные Хронюки здоровеют и никакая зараза их не берет?» Дело, однако, не только в медицине. Здоровенный Хронюк. игнорирует и иные, вовсе не медицинские нормы и предписания; он вообще не желает жить по правилам. Походя мы узнаем, что свою любимую «Волгу» Хронюк «собрал» из двух списан ных мотоциклов в подведомсЛенной ему мастерской; что ремонтирует ее слесарь из той же мастерской за поллитра или «за так», что свинину он покупает по твердой государственной. цене в совхозе, где рабо тает его шурин... Явственно проступают черты нынешнего пробивного добытчика, умеющего жить доставалы, который дер жится уверенно, вызывающе; это, а не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2