Сибирские огни, 1984, № 7

,нина, конкретнее, обитателя нашего Ново­ сибирска, приметы которого — его улицы, парки, центр и Академгородок, его суровую зиму и жаркое лето, его нравы и обы­ чаи — мы встречаем на, каждом шагу; здесь Самохин почти документально точен. ■ Его герои живут, сталкиваются с теми же проблемами, что и все мы; мы постоян­ но узнаем себя, окружающий нас мир и в мелочах, и в существенном. Персонажи его рассказов заполняют знакомые нам улицы, общественный транспорт, магазины, ста­ дионы, базары, столовые, буфеты, пирожко­ вые, поликлиники, редакцйи, стройки, кон­ торы; они толпятся у пивных киосков или на троллейбусных остановках. Герои Самохина ходят в гости, устраи­ вают вечеринки, делают покупки, переез­ жают на новые квартиры, ремонтируют их, трудятся на дачных участках, ездят отды­ хать на южные курорты или за границу, охотятся, ходят в турпоходы, смотрят те­ левизор, посещают театр и кино, лечатся, ухаживают, женятся, разводятся... «Ближние страны», знакомый мир,— Н. Самохин еще более подчеркивает это, «циклизируя» ряд своих рассказов, превра­ щая их в замкнутый, цельный мирок со сквозными, переходящими из рассказа в рассказ персонажами, окружающими ав- : торское «я», его «спутниками жизни»; среди н и х— бойкий и деятельный Миша Побойник, суровый Семен Разгоняев, крот­ кий и терпеливый Веня Левандовский, «интеллектуал» Жора Виноградов, «совре­ менная женщина» Люся Паникоровская, менее индивидуализированные, «взаимоза­ меняемые», но характерные Машкин, Миш­ кин, Гришкин, Яшкин... И, конечно, сам автор, то условный, то биографически кон­ кретизированный, но всегда —«один из нас», такой же, как все, горожаньин, живу­ щий общими нашими заботами. Такой же — и не такой; при всем подо­ бии нашему, мир рассказов Самохина худо­ жественно сотворен, открыт заново. Ранние юморески Самохина обыгрывают самые простые, элементарные, будничные ситуации, в них писатель усиливает ка­ кую-либо несообразность в действии, в по­ ведении людей, на первый взгляд нелепую, бессмысленную — и тем не менее живую, знакомую, характерную. Папа за обедом воспитывает сына, вну­ шает ему, что если он не будет есть, то не вырастет, с этой целью он сочиняет байку о сотруднике, который так и остался ма­ леньким и вместо папиросы сосет в кабине­ те соску; при этом он так увлекается, что, вконец забыв о воспитании, возмущенно кричит жене: «Ты что, не веришь? Что ты мне подмигиваешь? Я говорю — сосет!» («Воспитательный момент»). Особенно непостижимы людские порывы в броуновском движении массы, кипящей на улицах, скученной в транспорте, в оче­ редях, в компаниях. Для удобства пеше­ ходов построен подземный переход; однако никто не желает спускаться в него, все предпочитают перебегать улицу перед мчащимися машинами, но стоило закрыть переход на ремонт, как вся толпа, сметая преграды, устремляется в тоннель («Тон­ нель»), Молодым сибирякам, едущим на отдых I из миллионного современного города. противно и стыдно слушать надоевшиее сте­ реотипное вранье о Сибири: мол, глушь, медведи, .ацга дремучая, но тщетно пы­ таются они отстоять правду; люди их не слушают, они жаждут экзотики, и, уступая коллективному давлению, «правдолюбцы» сначала замолкают, а затем неожиданно для себя сами' включаются в игру по на­ вязанным им правилам — начинают врать о белых и бурых медведях, бродящих вок­ руг дома («Только правда»). Человек побывал в Болгарии, друг ж аж ­ дет послушать о «загранице», собирает гостей, в том числе собственного начальни­ ка. Приглашенный озабочен, он готовится, пишет тезисы, бормочет болгарские слова. Но, оказалось, напрасно: ему и рта. не дали раскрыть. Вечер стихийно катится по дав­ но проложенной дорожке: выпивка, закус­ ка, телевизор, «Летят у-утки!», а в проме­ жутках, в застольном разговоре никто не хочет слушать, каждый торопится поведать о своем... Так и не услышав ни слова о Болгарии и, главное, не заметив этого, все расстаются, донельзя довольные и благо­ дарные «иностранцу» («Приглашение на иностранца»), - Тут вроде нет ни важных событий, ни даже актуальных общественных проблем, которые Самохин сатгарически заостряет в других своих миниатюрах; «Колумб по­ вседневности» просто наблюдает за окру­ жающим его миром, делает маленькие открытия, схватывая характерные черты; и это для него важнее и интереснее всего. Отправляя читателя в далекое путешест­ вие вместе с героями повести «Толя, Коля, Оля и Володя здесь были», Самохин откры­ то смеется над всякой экзотикой и приклю­ чениями. Выйдя к тихоокеанскому побе­ режью, странники на миг почувствовали се­ бя одинокими и затерянными во Вселенной; им стало вдруг холодно и жутко... Но оце­ пенение .длилось недолго: за спиною у них, как оказалось, уже давно маячил серди­ тый дядька в грязно-белой рубахе навы­ пуск и с лопатой в руках. «Ну шо?— гроз­ но спросил он.— Так и будем топтать картошку?»... Дядя Коля возмущен, но та­ кое положение вполне устраивает писателя Николая Самохина; «знакомое» для него куда увлекательнее. На катере в Японском море палубу вдруг накрывает волной. «— Спасайте де­ тей и женщин!— страшным голосом закри­ чал дядя Коля. ...Первым спас ребенка Па- ганель. Его припечатало к переборке и пря­ мо в объятия заплеснуло одного из коно­ патых пацанов. Паганелю не за что было ухватиться руками— и он спас мальчиш­ ку. Следом, подталкиваемая волной, мелко просеменила бабушка с вязаньем. Пага- нель спас и бабушку». Вскоре выяснилось, что таким невежливым способом матросы прогоняют пассажиров с палубы: «Завсег­ да так делаем!» Приключение оказалрсь мнимым, зато «высокая культура обслузки- вания»— живой реальностью. Как и девуш­ ка в справочном бюро: «— Рейсов нет и неизвестно».—«Что именно неизвестно?»— попытался уяснить Паганель.—«Ничего не известно»,—сказала девушка». Как и темпераментная д а м а— метрдотель в гос­ тиничном ресторане, до глубины луши воз­ мущенная тем, что ей приходится обслу­ живать не понравившихся ей клиентов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2