Сибирские огни, 1984, № 7
КРИТИКА ЛИТЕРАТЯРаВЕАЕНИЕ В. Перцовский ТОЛЬКО ПРАВДА ...И это Нашей лучшее из доказательств ! . ■ чистоты и силы. в. М а я к о в с к и й . 1 в своих рассказах и првестях Н. Само- хин всегда настойчиво и последовательно возвращается к вопросу о соотношении правды жизни и правды художественной; всякое такое разграничение вызывает у не го активный протест. В рассказе «Унылая пора» мальчик Витя написал простенькое сочинение об осеннем лесе, как он видит его: не мертвым, а притаившимся, полным скрытой жИзни., Учительница, ставит ему тройку: да, Виктор по-своему изобразил лес, но сочинение-то было на эпитеты (зо лотой, серебряный, мглистый, багряный, пышный), а Виктор ухитрился ни одним из них не воспользоваться! Простодушный Витин папа в растерянности: «Худяков понимал, что, как родитель, он обязан дер жать сторону красивой и умной Вероники Георгиевны; что если он не будет держать ее сторону, то нарушится какой-то извеч ный порядок вещей, случится, возможно, и катастрофа. Но тихий Витькин лес стоял у него перед глазами, а золотые и сереб ряные сочинения начисто стерлись». Эта непритязательная «детская» тема в творчестве Самохина имеет далеко иду щий, разветвленный социальный аспект: подмена правды «красивостями» принима ла порой в нашей общественной и худо жественной жизни самые неожиданные и разнообразные формы, как и борьба с этой подменой. В миниатюре «Чудесная встре ча» начинающий писатель, отстаивая в ре дакции свои рассказы, говорит: «Глав ное— тут правда все, С жизни написано. С натуры». Редактор возражает ему: «Есть •правда жизни, и есть правда ис кусства». «Тогда ясно,— парирует герой. — Если у вас столько правд развелось, то где же тут правды добьешься». Стремление, к простой и неподдельной правде, чувствйтельность к социальному злу — слагаемые писательской личности Николая Самохина, и они уходят своими корнями в атмосферу начала 60-х, когда он вступил на литературное поприще, дё- биьтировав несколькими небольшими кни гами. То было время, когда вопреки всяко го рода софизмам укреплялась основа худо жественного творчества: четкое и сильное ощущение первичности, ценности, огромной важности для людей, для истории, для ис- . кусства наших личностей, судеб — не толь ко в избранных эпизодах, но в предельной конкретности, цельности, единственности. Н. Самохин начинал и получил извест ность как юморист; и в первом же его сборнике — хотя и в сниженной, комиче ской форме — звучит тема первооткрытия. Сборник назван «2000 Колумбов»; роль эпиграфа в нем играет странный анекдот; «Вчера мой сосед сделал открытие. Он вы шел из ванны й возбужденно сказал; «Вы знаете, Архимед был прав. При погружении тела в жидкость действительно...» — «А вы, что, сомневались?» — перебил я. — «А вы разве нет?» — спросил он». Ощущение «не- офкрытости», новизны, потенциального по этического богатства самого простого, «ближнего», каждодневного, окружающего; нас на каждом шагу,— лежит в основе первых книг писателя; оно осталось в нем I навсегда. Разумеется, речь идет поначалу о богатстве комического, но в своих юмо- ристичесжих рассказах Н. Самохин сразу выступил как реалист; юмор его — это, так| сказать, реалистический юмор, основанный на правде ситуацяи, характера, детали. Когда перечитываешь юмористические сборники Самохина (а их за 20 лет вышло немало), то прежде всего ^ьосается в гла за, как ши{Кжо, полно — хочется даже сказать, «энциклопедически»— охвачена в его рассказах ^повседневная жизнь горожа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2