Сибирские огни, 1984, № 7
Он встал, подошел к телевизору, вклю чил. По экрану побежали цветные попе речные полосы. Отладил, присел снова к столу. — Правда, меня она не видела. В горо док мы с трассы не приезжали, спали там и аагончике, по четыре-пять часов, иногда и столько не получалось. Но мы понимали сидацию ; все кило.метры держались на элЛтросварщиках, и мы обеспечивали эти километры. Когда заварили последний шов, не хватило сил как-то выразить радость: только дикая усталость и непреодолимое желание выспаться. С цветного экрана эльфообразный Леонтьев пытался донести до воображения зрителей картину праздничной ярмарки. Остер молчал и слушал. Пользуясь паузой, я мысленно оживила над каждым швом трассы электросвароч ные сполохи. Бенгальскими огнями брыз нули они. И как бы ни был мал каждый из них, все в.месте они образовали феериче ское зрелище фантастического праздника, в которо.м каждый электросварщик сумел бы все-таки разглядеть свой «огонек». Потому что при кажущейся похожести рисунок у каждого из них свой. Так отли чают почерк рисовальщика. '••/Считается, что рука электросварщика, вернее, кисть руки, должна не столько обладать силой, сколько гибкостью, раско ванностью, изяществом, тогда шов полу чается филигранным и прочным, как у Вячеслава Ивановича Якубы, лучшего электросварщика комплексно-технологи ческого потока № 8. Увидеть его за рабо той случай не представился, бригада пере базировалась на новый участок. Мастерст во же его сразу бросилось в глаза, как только я приблизилась к коттеджу, где жи вет семья Якубы: с крыши веранды до пола спускался ажурный металлический тюль, а в маленькой комнате, наполненной тихой прозрачной музыкой, легко струящей ся из хорошего стереомагнитофона — чер ная кружевная вязь вокруг зеркала и книж ных полок, металлический подсвечник под старину... Над тахтой в нише много детских игру шек, они светятся, пищат, ходят, излучают цветомузыку. На тахте — модные сарафа ны и платья. Смущенный хозяин извиняет ся за беспорядок: «Жена в кино торопи лась». Больше ничего не успевает сказать, слышится рев, и в комнату вбегает светло волосая девочка лет восьми с плачущей малышкой на руках. Папа спокойно берет реву на руки, уносит ее в коридор, успо каивает, снова передает старшей и отправ ляет их на улицу. Но только я успеваю узнать, что Вяче славу Ив.ановичу тридцать два года, а электросварщиком работает пять лет, ’ на трассе же — с первых дней, как в дверях нарисовывается любопытная девчоночья мордашка дошколятки, видно прознавшей от старшей, что в до,ме гости. «Чего тебе, Инга?»— интересуется папа, но Инга, не ответив, исчезла, а через не сколько минут появляется вновь с двух годовалым Ванечкой. Малыш без слов по висает у отца на шее, начинается кутерьма, затем поиски теплой одежды и переодева ние, безуспешное выпроваживание «по гулять». Я поняла, что многодетному папе, кото рый, к тому же, временно замещает маму, не до беседы, но сожаления по этому пово д у не возникало. Непредвиденное обстоя тельство добавило дополнительный штрих к портрету мастера своего дела: надеж ность этого человека выходила за рамки его производственных дел. Трассе нужны надежные люди. При нали чии этого качества им могут проститься многие человеческие слабости и недостатки, но, не имея высокой степени надежности, вряд ли можно стать трассовиком. Надежность всей трассы зависит от на дежности землероев, водителей плетево- зов, электросварщиков, изолировщиков. Это все одна цепь, прочность которой определяется степенью прочности каждого звена. Говорят, на трассу можно попасть слу чайно, но стать трассовиком случайно — нельзя. Трасса навалится на человека, как медведь, пылью и грязью дорог, грохотом труб, гулом моторов могучих бульдозе ров, экскаваторов и работой, работой, ра ботой. Обыкновенно новичок решает так: «Лад но, год уж как-нибудь перетерплю». Но вот проходит год, и вроде бы можно уходить, как реш.ал , да чувствуешь вдруг — трасса не отпускает. Так каждый для себя откры вает силу притяжения трассы. Испытала на себе ее магнетическую си лу и Валентина Абрамовна Кротова. На трассу привела бытовая проза жиз ни: выросла д о ч ь— тесной стала комму нальная комната и маленькой зарплата. Пошла на трассу. Прошла путь всех но вичков: от оглушенности, растерянности, неудовлетворенности до решения порабо тать немного, заработать если не квартиру, то хотя бы приличную сумму денег. Перемена была разительной. До трас сы — итээровская должность в управлении генерального заводского объединения; ко мандировки в самые крупные города: Москва, Ленинград, Рига, Минск, Киев; элегантный вид преуспевающей деловой женщины. На трассе — должность мастера погрузочно-разгрузочных работ с вечным улаживанием разнообразных недоразумений и конфликтов с железнодорожным началь ством; телогрейка, шапка-ушанка, валенки, спортивные брюки с начесом — зимой, и более облегченная, но не более изысканная одежда летом. Успокаивала себя, тяжело переживая перемену в жизни: станет невмоготу — дол жность в отделе снабжения на заводе всег да найдется. И нашлась. Как хотелось — через год. Неожиданно для себя она засомневалась. Чаша весов колебалась недолго: перетяну ла трасса. Она не анализировала почему, но если бы занялась этим, выяснила бы для себя, что в действие вместо силы сопротив ления уже вступала новая сила — сила притяжения трассы. Мне часто говорили про это давние трас совики: к трассе прикипаешь, к ее просто рам, к перемене мест, к быту, на первый взгляд примитивному, а на самом деле свободному от всего лишнего; к представ лению о себе, как человеке, занятом делом важным и необходимым, а значит, и ты, через это дело, становишься человеком
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2