Сибирские огни, 1984, № 7
фессий. Вся страна, весь мир следил за их работой, и только благодаря такому отно шению газостроителей к своему труду' газопровод был построен быстро и качест венно: В одном из своих интервью по случаю сдачи трассы в эксплуатацию главный ин женер производственно-технологического по- ю к у тр ео т а А. Г. Серов скажет: «Какой была эта трасса? Нелегкой, как и все ос тальные. Сроки ее сооружения были жест- кими. Ответственность большзя ■— экспорт- ную нитку все-таки тянем. Техникой нас оснастили здорово, , ничего не скажешь Ну. а такой технике И руки нужны не прос то умелые, а зол 0 |Тые. Квалификация вы сочайшая нужна! И она у наших рабочих есть>. Эти слова в полной мере можно отнести прежде всего к Николаю Александровичу Полькину. Нет такой специальности на трассе, какой бы он не владел в совер шенстве. С молодого лица на меня смотрели ве селые, выразительные глаза. Весь вид этого человека излучал жизнерадостность, уве ренность в себе — этакий счастливчик, для которого все ветры — попутные. Электросварщик, он стал машинистом ши рокого профиля, на всех видах работал по самому высокому разряду. К своим трид цати четырем годам, на день нашей встречи он имел уже приличную «биографию с гео графией»: прокладывал нефтегазопроводы в Восточной Сибири, на Алтае, в Казахста не, на Тюменщине и в Центральной России, став не только классным мастером, но и уважаемым на трассе человеком, что обеспечивается помимо опыта и умения еще и человеческими качествами, особенно ценимыми в суровых условиях трассы: готовность поделиться знаниями, прийти на помощь, стойкий и веселый характер. Магистраль «Уренгой-Ужгород» строил с первого дня, прокладывая первые дороги и первый коридор, расчищая местность под будущую трассу. В то время под Бе резовкой вместо большого городка газо строителей с населением восемьсот человек стояло несколько вагончиков. Один из них стал домом для большой семьи Полькиных, ставшей еще больше с рождением пятого ребенка. Здесь, на трассе он встретился с совре менной техникой для прокладки газопро водов. Она покорила его, умная, сильная, подвижная, послушная, без пренебрежения к дизайну и комфорту. Работать на н ей— одно удовольствие, изучать ее интересно. Он знал и понимал ее всю до мельчайшего винтика, воспринимая чуть ли не как жи вой организм, имеющий право на болезни, усталость, отдых. Не раз назначался прора бом, отвечающим за ход дел и организацию работы на участке, как человек знающий и пользующийся авторитетом, но долго не выдерживал, на бульдозере работа казалась живее, привлекательнее, настоящим делом для мужчины. Манипулируя рычагами, во сто крат уве личивая собственные силы, он, почти все могущий, трассу начинал, он же ее и за канчивал, оставляя после себя длинную ленту похожей на взлетную гладкрй земля ной полосы. Он относился с большим вниманием к своему бессловесному другу, требуя того же от других. Будучи бригадиром дорого стоящую технику доверял лишь тому, в ком был уверен. Особенно не спешил с моло дыми. Изучал, что движет парнем в его стремлении пересесть в удобную красивую кабину. Присматривадся, по-хозяйски ли относится к машине. Если ошибался в че ловеке, тяжело переживал и за себя, и за того, на кого понадеялся, но больше всего за машину, что в плохие руки попала. Когда такой человек, как Николай Алек сандрович Полькин, попадает на трассу и не только на трассу, можно считать, что делу хрупко повезло, как и человеку с де лом, если оно— и потребность, и радость, ■ и удача. Трасса начинается с дороги, так считают газовики. И если Полькин и его товарищи прокладывают подъездные пути в трудных условиях бездорожья, то Володе Калини- ИУ— «капитану» могучего плетевоза- КрАЗа, приходится их преодолевать еже дневно и по нескольку раз в день в оба кон 1 ^а. Именно преодолевать, потому что, ныряя в овраги и овражки и выныривая из них'на короткую прямую, дорога напо минает аттракцион «Американские горки», придуманный для любителей острых ощу щений. Разница в скорости. С металличе ской «сигарой» весом в двадцать тонн и диаметром в полтора метра, начало кото рой почти упирается в заднюю стенку ка бины, а конец скрылся в дорожной пыли за тридцать метров от кабины, вряд ли рискнешь на большее, чем десять километ ров в час. В просторной кабине под ногами еще не высохла вода от недавней уборки, прохлад но. Володя внимательно следит за тем, что происходит на дороге впереди нас, через боковое зеркало контролирует поведение сигары-плети — двух труб, сваренных встык— и разговаривает со мной. — Что человеку надо?—-спрашивает ме ня и сам же отвечает:—-Я вот так думаю: хорошо, чтобы душа радовалась, порабо тать, заработать приличные деньги и хоро шо отдохнуть. Разве не так? Я не успеваю ответить. Впереди нас — не овраг, а овражище, и я соображаю: за что ухватиться. — Д а вы не переживайте! — Смеется Во лодя.— Довезу вас в целости и сохран ности.- И действительно, мягко спускаемся в овраг и также выбираемся наверх. Крепко сжатые пальцы рук на баранке рассла бились. — Извините, закурить можно?— Достает из кабинного «сундучка» сигареты и при спускает боковьое стекло,— Зимой по этим дорогам не ездим — смертоубийство. В грязь тоже — не выбраться. Стараемся ус петь, пока сухо. Правда, пыль. Вон погля дите,— Сразу же за кабиной труба пропада ла в сплошном столбе пыли. Теперь только по н-адсадцому гулу мотора можно опреде лить ее поведение и присутствие. Д а еще шестым чувством, что выработалось у Во лоди за пять лет тесного контакта с таким опасным «пассажиром». — Д а... ну и дороги! Сюда бы каскаде ров,— сетую я. — Из-за этих дорог у меня с женой та-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2