Сибирские огни, 1984, № 7

Над крошечным островком жизни, опер­ шись на крепкие кроны деревьев, повисает ночь — июльская ночь, тихая, плотная короткая. Но чуть займется утро, опять — шаги. Уж е в обратном направлении, к столовой, где ждет трассовиков вахтовый автобус. Сходятся, выкуривают по сигарете, пере­ брасываются редким словом, дожидаясь теа^гкто по причине ^холостяцкой жизни завтрвкает в столовой, наконец, шумно рассаживаются в автобусе и — в путь. А путь, как поется в песне, «и далек, и до­ лог»— целых шестьдесят с лишним ’ кило­ метров. Сначала автобус, по-инвалидному мед­ ленно переваливаясь с боку на бок, ползет по размытой дождями грунтовой ’ дороге километров этак десять, после чего веселым воробьем прыгает по щебенке мимо дере­ вушек, речек, покосов, оставляя позади еще двадцать километров, и только перед Лысь- вой, вырвавшись на асфальт, с облегчением катит на приличествующей ему скорости, но радость коротка: сразу ж е за городом дорожный комфорт кончается, водитель сбрасывает газ, и автобус устало тащится дальше. Наконец, трасса — широкий коридор, про­ дубленный среди тайги, с вырытой по­ середине траншеей, вдоль которой, насколь­ ко видит глаз, блестя на солнце, извивает­ ся по впадинам и пригоркам неохватное в диаметре стальное змеевидное тело газо­ провода; спускается почти под прямым уг­ лом с двадцатиметрового утеса к реке Чусо­ вой и, припав к прохладной воде, жадно пьет ее в компании могучих экзотических животных, чьи названия не отыскать ни в одной книге Брема. Животными они кажутся издали, а вбли­ зи — это огромных размеров тракторы- трубоукладчики, мощные бульдозеры и экскаваторы. Неколькими днями раньше это место на­ поминало поле боя. Бой шел за последние метры трассы, завершающие строительство газопровода на Новосибирском участке. Но самые последние метры’ оказались самыми трудными. Трасса подходила к реке Чусовой. Оста­ валось соединить газопровод с уже про­ ложенным дюкером подводного участка. Работа несложная, если бы на пути не стоял утес. Как вырыть траншею? Как пройти скалу, чтобы уложить трубы? Оглушительные взрывы поднимали высоко вверх груды камней, выворачивали с кор­ нями деревья, распугивали все живое вок­ руг. Техника в сотни лошадиных сил утю­ жила горы породы. Образовалась рабочая площадка. Она заканчивалась резким спу­ ском к руслу реки. На эту площадку поднялись огромные трубоукладчики. К ним стальными тросами прикрепили экскаваторы. Тросы постепен­ но ослабляли, й симпатичный японский «Ка­ то», что есть мочи вгрызаясь в скалу, мед­ ленно спускался по отвесу, словно альпи­ нист в ярко-красном костюме. ■Сегодняшний «водопой» — заслуженный отдых после нелегкого сражения. Изолировщики ловко попрыгали в тран­ шею и принялись вручную обматывать тру­ бу защитной пленкой, предохраняющей от коррозии. Они проделывали это быстро, все дальше удаляясь от нас. Наверху остались лаборант Александра ьнхоновна Шабунина и я, с ужасом дума­ ющая о предстоящем спуске с утеса. Сидим на большом сером валуне и мол­ чим. Пытаясь отвлечься от навязчивого страха, рассматриваю маленькую неулыбчи­ вую соседку с завитками химки над голубы­ ми глазами. Пробую угадать, о чем заду­ малась она, глядя на «последние метры». О чем взгрустнула эта женщина, только что возвратившаяся из Москвы со съезда профсоюза работников нефтяной, химиче­ ской и газовой промышленности, где она была делегатом. Может, вовсе не на трубу она глядит, а в себя в надежде рассмотреть за этими метрами и многими другими, что преодолели они с мужем — машинистом трубоукладчика Шабуниным Геннадием Ивановичем за дол­ гую трассовую жизнь в Восточной и Запад­ ной Сибири, в Европейской части страны и Узбекистане, ту бойкую молоденькую дев­ чонку, какой она пришла на первую в жизни трассу? Нет, не пришла, а просто вышла замуж за строителя нефтегазопровода «Усть-Ба- лык-Омск», коротенькой, по теперешним масштабам, трассы местного значения, так мало похожей на эту. Работала рабочей — мыла вагончики. Це­ лых шесть лет. Когда поняла, что трасса — это надолго, может быть, на всю жизнь, решила приоб­ рести специальность и закончила курсы лаборантов. Отвечая за качество сооружаемого нефте- или газопровода, трудно быть со всеми в добрых отношениях. К Шабуниной относят­ ся хорошо все без исключения. Почему? Во-первых, пото.му , что трассо­ вики, по утверждению Шабуниной, великие труженики и у них выработан собственный внутренний контролер. Во-вторых, по всеоб­ щему мнению, Тихоновна, как ее часто на­ зывают трассовики, требует, конечно, стро­ го, но справедливо. Уважаемый человек на трассе. Вроде нет повода для грусти. Может, скучает по го­ родскому комфорту, где уютная, благоустро­ енная квартира и машина. Может, в оче­ редной раз принимает решение распрощать­ ся с кочевой жизнью на чемоданах, какие не успеваешь распаковывать, и зажить нор­ мально, по-человечески, «как все». Мож"т. гложат беспокойное сердце ее новые забо­ ты. Ведь завтра с этого места начнется новая трасса Уренгой-Центр I, и —- снова все сначала. Смотрю на нее, сосредоточенную, а в голове крутятся нехитрые слова песни самодеятельного автора-газостроитёля: А кругом тишина. И кукушка кукует. ЬЛли версты считает. Или годы мои. Ну, кукушек, предположим, здесь не услышишь. Видно, далеко отпугнули их

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2