Сибирские огни, 1984, № 7
Над крошечным островком жизни, опер шись на крепкие кроны деревьев, повисает ночь — июльская ночь, тихая, плотная короткая. Но чуть займется утро, опять — шаги. Уж е в обратном направлении, к столовой, где ждет трассовиков вахтовый автобус. Сходятся, выкуривают по сигарете, пере брасываются редким словом, дожидаясь теа^гкто по причине ^холостяцкой жизни завтрвкает в столовой, наконец, шумно рассаживаются в автобусе и — в путь. А путь, как поется в песне, «и далек, и до лог»— целых шестьдесят с лишним ’ кило метров. Сначала автобус, по-инвалидному мед ленно переваливаясь с боку на бок, ползет по размытой дождями грунтовой ’ дороге километров этак десять, после чего веселым воробьем прыгает по щебенке мимо дере вушек, речек, покосов, оставляя позади еще двадцать километров, и только перед Лысь- вой, вырвавшись на асфальт, с облегчением катит на приличествующей ему скорости, но радость коротка: сразу ж е за городом дорожный комфорт кончается, водитель сбрасывает газ, и автобус устало тащится дальше. Наконец, трасса — широкий коридор, про дубленный среди тайги, с вырытой по середине траншеей, вдоль которой, насколь ко видит глаз, блестя на солнце, извивает ся по впадинам и пригоркам неохватное в диаметре стальное змеевидное тело газо провода; спускается почти под прямым уг лом с двадцатиметрового утеса к реке Чусо вой и, припав к прохладной воде, жадно пьет ее в компании могучих экзотических животных, чьи названия не отыскать ни в одной книге Брема. Животными они кажутся издали, а вбли зи — это огромных размеров тракторы- трубоукладчики, мощные бульдозеры и экскаваторы. Неколькими днями раньше это место на поминало поле боя. Бой шел за последние метры трассы, завершающие строительство газопровода на Новосибирском участке. Но самые последние метры’ оказались самыми трудными. Трасса подходила к реке Чусовой. Оста валось соединить газопровод с уже про ложенным дюкером подводного участка. Работа несложная, если бы на пути не стоял утес. Как вырыть траншею? Как пройти скалу, чтобы уложить трубы? Оглушительные взрывы поднимали высоко вверх груды камней, выворачивали с кор нями деревья, распугивали все живое вок руг. Техника в сотни лошадиных сил утю жила горы породы. Образовалась рабочая площадка. Она заканчивалась резким спу ском к руслу реки. На эту площадку поднялись огромные трубоукладчики. К ним стальными тросами прикрепили экскаваторы. Тросы постепен но ослабляли, й симпатичный японский «Ка то», что есть мочи вгрызаясь в скалу, мед ленно спускался по отвесу, словно альпи нист в ярко-красном костюме. ■Сегодняшний «водопой» — заслуженный отдых после нелегкого сражения. Изолировщики ловко попрыгали в тран шею и принялись вручную обматывать тру бу защитной пленкой, предохраняющей от коррозии. Они проделывали это быстро, все дальше удаляясь от нас. Наверху остались лаборант Александра ьнхоновна Шабунина и я, с ужасом дума ющая о предстоящем спуске с утеса. Сидим на большом сером валуне и мол чим. Пытаясь отвлечься от навязчивого страха, рассматриваю маленькую неулыбчи вую соседку с завитками химки над голубы ми глазами. Пробую угадать, о чем заду малась она, глядя на «последние метры». О чем взгрустнула эта женщина, только что возвратившаяся из Москвы со съезда профсоюза работников нефтяной, химиче ской и газовой промышленности, где она была делегатом. Может, вовсе не на трубу она глядит, а в себя в надежде рассмотреть за этими метрами и многими другими, что преодолели они с мужем — машинистом трубоукладчика Шабуниным Геннадием Ивановичем за дол гую трассовую жизнь в Восточной и Запад ной Сибири, в Европейской части страны и Узбекистане, ту бойкую молоденькую дев чонку, какой она пришла на первую в жизни трассу? Нет, не пришла, а просто вышла замуж за строителя нефтегазопровода «Усть-Ба- лык-Омск», коротенькой, по теперешним масштабам, трассы местного значения, так мало похожей на эту. Работала рабочей — мыла вагончики. Це лых шесть лет. Когда поняла, что трасса — это надолго, может быть, на всю жизнь, решила приоб рести специальность и закончила курсы лаборантов. Отвечая за качество сооружаемого нефте- или газопровода, трудно быть со всеми в добрых отношениях. К Шабуниной относят ся хорошо все без исключения. Почему? Во-первых, пото.му , что трассо вики, по утверждению Шабуниной, великие труженики и у них выработан собственный внутренний контролер. Во-вторых, по всеоб щему мнению, Тихоновна, как ее часто на зывают трассовики, требует, конечно, стро го, но справедливо. Уважаемый человек на трассе. Вроде нет повода для грусти. Может, скучает по го родскому комфорту, где уютная, благоустро енная квартира и машина. Может, в оче редной раз принимает решение распрощать ся с кочевой жизнью на чемоданах, какие не успеваешь распаковывать, и зажить нор мально, по-человечески, «как все». Мож"т. гложат беспокойное сердце ее новые забо ты. Ведь завтра с этого места начнется новая трасса Уренгой-Центр I, и —- снова все сначала. Смотрю на нее, сосредоточенную, а в голове крутятся нехитрые слова песни самодеятельного автора-газостроитёля: А кругом тишина. И кукушка кукует. ЬЛли версты считает. Или годы мои. Ну, кукушек, предположим, здесь не услышишь. Видно, далеко отпугнули их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2