Сибирские огни, 1984, № 7
ОЧЕРК 1ЛПНБЛКЦ1ЛСТИКЛ Т. Макарина ТРАССА Весной 1982 года наша страна приступила к сооружению трансконтинентального экс портного газопровода «Уренгой-Помары- Ужгород», или, как его называют в зару бежной прессе —«Западная Сибирь — З а падная Европа». За этой стройкой напряженно следил весь мир, памятуя о драматических событиях, разыгравшихся накануне,—решении Белого дома во что бы то ни стало сорвать стро ительство газопровода; это решение кое- кто на Западе рассматривал как «одну из самых решительных и эффективных акций в борьбе Вашингтона против СССР». Мир не однажды был свидетелем без успешных попыток наших врагов поставить нас на колени. И на этот раз мир стал очевидцем, как «вставала страна огромная», объединяясь в мощном порыве не на смертный бой», а на мирное трудовое сражение. Экспортную трассу строила вся страна. Вместе с сорокатысячным многонациональ ным коллективом строили ее и новоси бирцы. Для молодого Новосибирского треста, созданного в 1980 году, участие в сооруже нии газопровода-гиганта — не только высо кое доверие, но и нелегкое испытание. Он его выдержал с честью, на три месяца рань ше срока рапортовав о завершении работ на порученных ему участках. В тресте мне не удалось встретиться с его руководителями — их кабинеты оказались закрытыми. В приемной управляющего Ф. Л . Доброскока мне объяснили ситу ацию —«Все на трассе». Эго звучало так же сурово и торжественно, как «все ушли на фронт». По этой же причине не обнаружила на месте и главного представителя генподряд ной организации, начальника строительного управления № 4 Ю. М. Стрельникова. И я тоже последовала их примеру. Густонаселенная тайга то и дело сдержи вала резвый бег электрички. Только набе рет скорость — очередной поселок, уподо бившись строгому «гаишнику», останавли вает ее. Вот так, пробираясь от .станции к станции, доставила она меня в Кузино к маленькому деревянному вокзальчику, с двух сторон взятому в плен стальными рельсами, погруженному в тишину теплого летнего вечера, в аромат тайги, промытой накануне дождем. В чистой комнате отдыха, о какой меч талось с дороги, встретил напевно-окаюший говор дежурной: «На трассу, видно? Всю зиму газовики ехали. Переночуют здесь, а утром дальше». «Дальше»— еще глубже врезаться в чер ную таежную гущу, пересечь горный хре бет и очутиться в Кормовище — леспром- хозовском поселке Пермской области, ка ких множество встречалось на пути следо- в.ания, отличного от них тем, что в трех километрах от него и почти в двух тысячах километрах от дома живут и работают мои земляки-газостроители. Живут в вагончиках и маленьких дере вянных коттеджах, словно спущенных с вертолета и аккуратно, к ряду ряд, рас ставленных среди высоченных елей и сосен! На вагончиках надписи: гостиница, мед пункт, магазин, красный уголок, столовая; на жилых вагонах — номера, а вдоль улиц без названий — новехонькие деревянные, тротуары. И вдруг похолодело внутри — ни одного мужчины, одни женщины и дети, совсем как в войну. Но... играют себе ребя тишки в песочнике и не вскидывают в стра хе головы на звук пролетающего самолета, и спокойны их матери в ожидании мужей с трассы. Они появляются поздно. В полуночной тишине по-армейски глухо простучат тяже лые мужские шаги по тротуарам и быстро смолкнут.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2