Сибирские огни, 1984, № 6

ловиях на за<^лоченном месте, время приобрело иную .ценность; оно уплотнялось. было лодчинено одной, высокой цели- изменить при­ вычную для этих мест жизнь. Да и было ради чего стараться. Будучи •от природы человеком выносливым, крепким, Кучеров сравнивал теперь )Ну 1с в о е - состояние души и тела с сильно сжатой пружиной. Расслаблен- ве- !ность и покой наступали лишь ночью и то не всегда: телефон мог под- до нять с постели в любой момент. , На всю жизнь в памяти Кучерова остались месяцы строительства ый первого крупного нефтепровода, особенно март семьдесят третьего года, -не когда прокладка трассы, по сути, была уже завершена. Но в отдельных ■ ;ал местах еще были определенные трудности. Хватало их и вблизи Пара- ЭЯ- МОЯОВКИ. в ослепительно солнечный день марта прилетели сюда Латунин и, ) в уже ныне покойный, министр Мингазстроя Алексей Кириллович Корту- :ло ноВь Латунин тогда вообще неделями не покидал- нефтяную трассу; Требовалось колоссальное напряжение людей и техники, потому что же-; вопрос стоял так: или нитку нефтепровода завяжут в оставшиеся два ■от ' месяца, или пусковой срок оттянется еще на год. Наступит распутица,. )й- вскроются реки, нальются водой болота — все невольно замрет. А вое- ; точные районы страны ждали тюменскую и нарымскую нефть, ибо нефть эта была заверстана в план пятилетки. Если поворошить память да полистать блокноты, то встанет то время как наяву... Вертолет держал курс от Парамоновки к северу. Все, кто на борту,- озабочены, погружены в нелегкие размышления. Кучеров как сейчас видит их лица, жесты. Трассовку, где в миниатюре представлена труба,- где обозначены все «горячие» точки, смотрят министр, секретари обкома, начальники главков. Многие подразделения Мингазстроя возводили тог­ да этот нефтепровод. . Кортунов был -Озабочен; никто не видел улыбки на его усталом, нездоровом лице. Он говорил как бы слегка удивленно: — Начальники подразделений меня еще ни разу так крупно не подводили. Боюсь, не пришлось бы вам всем держать ответ в Москве на коллегии министерства. • . ;И сразу же уточнялось, кто из руководителей трестов, строитель­ ных управлений ослабил дело до такой «тонкости», что оно стало рваться. Кортунов превосходно знал всю свою огромную армию трассови­ ков, постоянно общался с ними, жил их тревогами, нуждами, радо­ стями. В годы войны Алексей Кириллович командовал полком,, в боях за­ служил звезду Героя, а после победного дня почти все воины его полка ушли, с ним прокладывать нефтяные и газовые магистрали. Следы их нелегких трудов остались повсюду на территории нашей с т^ны — от знойных песков Кара-Кумов до непролазных болот Васюгавья. А васюганские топи (земли кудринские, парамоновские тоже ле­ жат в их пределах) поистине непролазные. Но эти трясины наьдо было пройти. С высоты в ясный день обзор трассы был исключительный. Иногда вертолет делал круг и зависал над каким-нибудь сложным узлом, что- бй'*все можно было разглядеть, сделать отметки. Все пассажиры запи­ сывали себе что-то в блокноты. Записывал необходимое по своему па- рамоновскому участку трассы и Кучеров. Стоит только вынуть из стола свой старый блркнот — и в подробностях вспомнишь беспокойство тех дней. «Через речку Ильяк перебросить вторую нитку в недельный срок». «Заметен излом трубы при укладке ее в траншею на 531 -м кило­ метре. Вырезать повреждение и врезать катушку». «Стрелы у экскаватора — слабые. Новая машина, а ее приходится сразу усиливать. Конструкторская недоработка». «Искусственный грунт? Чепуха! Берега начнет размывать. Переув- лажненность в наших местах страшная».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2