Сибирские огни, 1984, № 6
манов вольницы, в течение двадцати с лиш ним лет «полевавшим» в «диком поле», а непосредственно накануне сибирского по хода принимавшим участие в трудной для Руси Ливонской войне. По свидетельству одного из «Летописцев», подлинное имя на родного героя — Василий, Ермак же — все го лишь прозвище: «...прозвали Ермаком, сказуется дорожной артельной таган, по волжски — жерновой мелнец рушной». Р. Г. Скрынников полагает, что в данном случае имеет место контаминация образа Ермака с одним из известных разбойни ков — Василием Алениным, жившим при мерно в то же время в строгановских вот чинах, и что имя Ермак следует понимать как производное от Ермолая. Ко времени Ермакова шохода значителы ная часть Западной Сибири находилась под властью Сибирского ханства, во главе которого стояли потомки правителей к то му времени уже распавшейся Золотой Ор ды. Этнически сибирские татары, состав лявшие ядро этого политического объеди нения, представляли собой местные тюрко язычные племена, издавна кочевавшие по просторам Сибири и впоследствии ассими лировавшиеся с монгольскими и тюркскими народами, лавиной двинувшимися в X III в. из Центральной Азии на запад. После раз вала империи чингизидов образовалось несколько крупных самостоятельных татар ских ханств, располагавшихся от Крыма до Поволжья и Сибири, по-прежнему под держивавших между собой династические и политические связи. Сибирские ханы в своей политике по отношению к России не редко опирались на помощь крымцев и но гайцев. Внутриполитическая жизнь Сибир ского ханства характеризовалась глубокой феодальной раздробленностью со всеми вы текавшими из нее пЪследствиями — непре- кращающимися кровавыми междоусобица ми и борьбой претендентов на ханский пре стол. Аборигенные народы Сибири, в пер вую очередь ханты, манси и родственные им племена, насильственно включенные в состав Сибирского ханства, подвергались тяжелому угнетению и грабежу со стороны татарских феодалов. Во второй половине XVI в. сибирский хан Едигер и его соправитель Бекбулат по терпели поражение от бухарского феодала Кучума из среднеазиатской династии Шей- банидов. Новый правитель принялся огне.м и мечом укреплять свою власть, начал си лой насаждать среди своих подданных ра нее чуждую им религию — ислам. Неудиви тельно поэтому, что угнетенное местное на селение встречало русских казаков весьма приветливо, а многие мелкие князьки доб ровольно признавали власть «белого царя», усматривая в этом защиту от произвола татарских мурз. Ермаковцы учитывали это и стремились не восстанавливать против ■себя местные племена, по возможности ус танавливая с ними мирные отношения. Па мять о Ермаке до сих пор живет в сказа- ^ ниях сибирских народов. Не излагая событий самого похода — с ними читатель ознакомится, прочитав кйи- гу,— отметим одну его отличительную осо бенность, отчетливо выявленную и доку ментально подтвержденную Р. Г. Скрынни- ковым, а именно: его народный характер. Как показывает изучение источников, «взя тие Сибири» отнюдь не явилось результа том заранее спланированной царскими влас тями военной акции; неправомерно и пре увеличение той роли, которую сыграли в этом деле Строгановы. Объективно присо единение обширного края было подготовлено расширением сферы влияния феодальной Руси, но выполнили эту задачу не царские воеводы, а наиболее отважные и предпри имчивые представители демократических низов русского народа. Именно поэтому в памяти потомков — не только в народных преданиях, но и в оценках крупных русских ученых и мыслителей, Ермак и его соратни ки остались в качестве подлинно народных героев. Великий Ломоносов специально от- ■.мечал, что освоение Сибири — итог «неуто мимых трудов нашего народа» и, отвергая мнение о Ермаке как «разбойнике с боль шой дороги», справедливо 'указывал; «...0 сем деле должно писать осторожно, и ' помянутому Ермаку в рассуждении завое вания Сибири разбойничества не приписы вать». Демократический и прогрессивный характер освоения Сибири выделял А. И. Герцен, писавший: «...Везде, где осе дали усталые кучки (переселенцев — Д. В.) в ыСерзлых степях, забытых природой, заки пала жизнь, поля покрывались нивами в стадами...» В заключение хочется сказать, что книга Р. Г. Скрынникова заслуживает самой вы сокой оценки с точки зрения как научной, так и литературно-публицистической. Не только специалисты, но и все любители отечественной истории получили хороший подарок. АЛЕКСАНДР ВАШУРИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2