Сибирские огни, 1984, № 6
тельный пласт духовной культуры наших ■предков сВяэан; например,'С тем,'что. как''и многие другие народы, славяне' не Просто 'одушевляли природу, приписывая ей чело веческие качества и страсти; но пре'йстаЬля- лй вселенную в виде космичёСкй огромного 'человеческого 'тела. Концепция микрокосма и макрокосма, отождествлявшая человека'с мирозданием и известная с глубокой древ- иос'ти грекам и китайцам, скандинавам и индийцам, была известна и на Руси. Бесспорный интерес представляют сюже ты и образы, связывающие фольклор с древнерусской литературой. ' В «^лове о полку Игореве» ость фраза: «Крычат телеги Полунощы, рци, лебедп росПущени». На пер вый взгляд сравнение" повозок с лебедя ми— произвольный-авторский прием. Если же обратиться к устному народному твор честву славян, мы узнаем, что лебеди из давна почитались как Птицы водно-небес ные, посредники между нижним и верхним мирами. Ту же функцию выполняли В древ, них индоевропейских мифах и колесницы. Прочитав книгу А. Н. Афанасьева, мож но много узнать не только о фольклоре; по и об обрядах,-обычаях и суевериях. Древ ние языческие верования, пОдавлявшйеся христианством, сохранились в виде отде.чь - ных следов и пережитков. Некогда бывшие божествами крестьянина домовые, овинни ки, банники перешли затем в разряд не чисти, составили Рантеои народной демоно логии. Изучение этих- персонажей русской мифологии проливает новый свет на рели гиозные воззрения древней Руси. Знакомство С книгой поможет глубже уз нать й родной язык. Откуда, например, происходит выражение- «воды в рот наб рать»? Оказывается, ' от древнего обучая крестьянских девушек гадать О жейихё, ког- да воду, набранную в рот, надо было, не разбрызгав, донести до дома. Многие с детства привычные и, казалось бы, нйчем не примечательные слова по прочтении «Древа жизни» повернутся нобыми 'граня ми, наполнятся глубокой семантикой и еи.м- волическим смыслом. Необходимо особо подчеркнуть значейие труда А. Н. Афанасьева для отечественной литературы. НаписаНная живым, образным языком, делающим ее скорее публицистич ной, нежели сухо научной,' книга читалась и перечитывалась и много лет спустя, со держанием и духом своим оказывая.' боль шое влияние особенно на поэтов и писате лей. Ею зачитывался Лев Толстой, воздей ствие ее обнаруживается в произведениях Клюева и Есенина (вспомним хотя'бы е.се - нинские «Ключи Марии»). М. Горький, \сн ленно рекомендовавший ее свои.м друзьям, так отзывался о ней — «старая, но добрая книга, и сделана с любовью». Переиздание этого замечательного тр'уда. долгое время пребывавшего в незаслужен ном забвении, Следует расценивать во все.х отношениях только положительно. Готовив шему текст к печати Ю. М. Медведеву пришлось проделать сложную и деликатную работу;— умело сократив, выбрать йз трех томника те разделы, что наиболее интерес ны в познавательном отношении и' ценны с точки зрения современных, знаний. При ■этом ему удалось не нарушить авторскую ко.мпозицию и л.огику изЛоженйя. Достойна того, чтобы специально'ее отметить, и со держательная вступительная статья докто ра филологических наук Б. П. Кнрдана, посвященная личности и научному твор. честву автора. В целом издательский кол лектив преподнес любителям российской словесности прекрасный подарок. Нельзя сомневаться в том, что «Древо жизни» зай- мет достойное место в ряд-у других книг этой интересной и важной серии. ВАЛЕРИЙ ЕВСЮКОВ, СЕРГЕЙ КОМИССАРОВ * С. с. Суразаков. Из глубины вакоь. Статьи о героическом эпосе алтайцев. Горно-Алтайск, Горно-Алтайское отд. Ал тайского кн. нэд-еа, 1982. Эта книга— посмертная публикация сборника статей талантливого алтайского писателя п ученого, доктора филологиче ских наук Сазона Саймовича Суразакова, безвременно ушедшего из жизни в самом расцвете сил. Имя С. С. Суразакова хорошо известно как специалистам, так и широко му кругу читателей. Его перу принадлежит большое число сборников, рассказов, поэм и стихов, получивших признание и большую популярность на родине писателя — в Гор. ном Алтае. За неполные 55 лет С. С. Сура заков прошел большой и сложный жизнен ный путь: добровольцем участвовал в Вели, кон Отечественной войне, был тяжело ра нен; но нашел в Себе силы справиться с не- дугом и в результате многолетней упорной и целеустремленной работы стал ведущим в стране исследователем алтайского устно го народного творчества. Собиранию, изучению и пропаганде ал. тайского эпоса С. С. Суразаков отдал мно гие годы напряженного труда. Итогом этих . плодотворных разысканий явились записан ные' лично нм от народных сказителей 19 крупных эпических произведений, всего же под его непосредственным руководством было осуществлено 153 новые записи об щим об'ьемом более полумиллиона стихо. творных строк. Под редакцией и при актив ном участии С. С. Суразакова эпосоведы Алтая опубликовали многотомное издание эпических текстов под общим названием «Алтай баатырлар» ./«Алтайские бо- га-гыри»/. Эпическое творчество алтайцев поражает 'воображение своим огромным объемом, многообразием сюжетов и богатством по этического языка. К настоящему времени специалистами осуществлены записи 2Г2 героических сказаний, из которых пока опубликовано 104 (в том числе переведено на русский и другие языки — 62). Несмот ря на то, что изучение алтайского эпоса насчитывает уже более чем столетнюю ис- ■горию (начало ему в 1860-х гг. XIX в. поло жил В, В; Радлов), сделано в этом направ- 'ленни, разумеется, далеко не все. Вошед шие в сборник «Из глубины веков» статьи С. С. Суразакова, многие из которых пуб. линуются впервые, как раз и посвящены уз ловым и наиболее животрепещущим, проб лемам алтайского эпосоведения. В последние годы интерес специалистов к народному эпическому творчеству резко 'усилился. Утенымп единодушно признано, что ' эпос — явление глубоко демокрагиче-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2