Сибирские огни, 1984, № 6

тельный пласт духовной культуры наших ■предков сВяэан; например,'С тем,'что. как''и многие другие народы, славяне' не Просто 'одушевляли природу, приписывая ей чело­ веческие качества и страсти; но пре'йстаЬля- лй вселенную в виде космичёСкй огромного 'человеческого 'тела. Концепция микрокосма и макрокосма, отождествлявшая человека'с мирозданием и известная с глубокой древ- иос'ти грекам и китайцам, скандинавам и индийцам, была известна и на Руси. Бесспорный интерес представляют сюже­ ты и образы, связывающие фольклор с древнерусской литературой. ' В «^лове о полку Игореве» ость фраза: «Крычат телеги Полунощы, рци, лебедп росПущени». На пер­ вый взгляд сравнение" повозок с лебедя­ ми— произвольный-авторский прием. Если же обратиться к устному народному твор­ честву славян, мы узнаем, что лебеди из­ давна почитались как Птицы водно-небес­ ные, посредники между нижним и верхним мирами. Ту же функцию выполняли В древ, них индоевропейских мифах и колесницы. Прочитав книгу А. Н. Афанасьева, мож­ но много узнать не только о фольклоре; по и об обрядах,-обычаях и суевериях. Древ­ ние языческие верования, пОдавлявшйеся христианством, сохранились в виде отде.чь - ных следов и пережитков. Некогда бывшие божествами крестьянина домовые, овинни­ ки, банники перешли затем в разряд не­ чисти, составили Рантеои народной демоно­ логии. Изучение этих- персонажей русской мифологии проливает новый свет на рели­ гиозные воззрения древней Руси. Знакомство С книгой поможет глубже уз­ нать й родной язык. Откуда, например, происходит выражение- «воды в рот наб­ рать»? Оказывается, ' от древнего обучая крестьянских девушек гадать О жейихё, ког- да воду, набранную в рот, надо было, не разбрызгав, донести до дома. Многие с детства привычные и, казалось бы, нйчем не примечательные слова по прочтении «Древа жизни» повернутся нобыми 'граня­ ми, наполнятся глубокой семантикой и еи.м- волическим смыслом. Необходимо особо подчеркнуть значейие труда А. Н. Афанасьева для отечественной литературы. НаписаНная живым, образным языком, делающим ее скорее публицистич­ ной, нежели сухо научной,' книга читалась и перечитывалась и много лет спустя, со­ держанием и духом своим оказывая.' боль­ шое влияние особенно на поэтов и писате­ лей. Ею зачитывался Лев Толстой, воздей­ ствие ее обнаруживается в произведениях Клюева и Есенина (вспомним хотя'бы е.се - нинские «Ключи Марии»). М. Горький, \сн ленно рекомендовавший ее свои.м друзьям, так отзывался о ней — «старая, но добрая книга, и сделана с любовью». Переиздание этого замечательного тр'уда. долгое время пребывавшего в незаслужен­ ном забвении, Следует расценивать во все.х отношениях только положительно. Готовив­ шему текст к печати Ю. М. Медведеву пришлось проделать сложную и деликатную работу;— умело сократив, выбрать йз трех­ томника те разделы, что наиболее интерес­ ны в познавательном отношении и' ценны с точки зрения современных, знаний. При ■этом ему удалось не нарушить авторскую ко.мпозицию и л.огику изЛоженйя. Достойна того, чтобы специально'ее отметить, и со­ держательная вступительная статья докто­ ра филологических наук Б. П. Кнрдана, посвященная личности и научному твор. честву автора. В целом издательский кол­ лектив преподнес любителям российской словесности прекрасный подарок. Нельзя сомневаться в том, что «Древо жизни» зай- мет достойное место в ряд-у других книг этой интересной и важной серии. ВАЛЕРИЙ ЕВСЮКОВ, СЕРГЕЙ КОМИССАРОВ * С. с. Суразаков. Из глубины вакоь. Статьи о героическом эпосе алтайцев. Горно-Алтайск, Горно-Алтайское отд. Ал­ тайского кн. нэд-еа, 1982. Эта книга— посмертная публикация сборника статей талантливого алтайского писателя п ученого, доктора филологиче­ ских наук Сазона Саймовича Суразакова, безвременно ушедшего из жизни в самом расцвете сил. Имя С. С. Суразакова хорошо известно как специалистам, так и широко­ му кругу читателей. Его перу принадлежит большое число сборников, рассказов, поэм и стихов, получивших признание и большую популярность на родине писателя — в Гор. ном Алтае. За неполные 55 лет С. С. Сура­ заков прошел большой и сложный жизнен­ ный путь: добровольцем участвовал в Вели, кон Отечественной войне, был тяжело ра­ нен; но нашел в Себе силы справиться с не- дугом и в результате многолетней упорной и целеустремленной работы стал ведущим в стране исследователем алтайского устно­ го народного творчества. Собиранию, изучению и пропаганде ал. тайского эпоса С. С. Суразаков отдал мно­ гие годы напряженного труда. Итогом этих . плодотворных разысканий явились записан­ ные' лично нм от народных сказителей 19 крупных эпических произведений, всего же под его непосредственным руководством было осуществлено 153 новые записи об­ щим об'ьемом более полумиллиона стихо. творных строк. Под редакцией и при актив­ ном участии С. С. Суразакова эпосоведы Алтая опубликовали многотомное издание эпических текстов под общим названием «Алтай баатырлар» ./«Алтайские бо- га-гыри»/. Эпическое творчество алтайцев поражает 'воображение своим огромным объемом, многообразием сюжетов и богатством по­ этического языка. К настоящему времени специалистами осуществлены записи 2Г2 героических сказаний, из которых пока опубликовано 104 (в том числе переведено на русский и другие языки — 62). Несмот­ ря на то, что изучение алтайского эпоса насчитывает уже более чем столетнюю ис- ■горию (начало ему в 1860-х гг. XIX в. поло­ жил В, В; Радлов), сделано в этом направ- 'ленни, разумеется, далеко не все. Вошед­ шие в сборник «Из глубины веков» статьи С. С. Суразакова, многие из которых пуб. линуются впервые, как раз и посвящены уз­ ловым и наиболее животрепещущим, проб­ лемам алтайского эпосоведения. В последние годы интерес специалистов к народному эпическому творчеству резко 'усилился. Утенымп единодушно признано, что ' эпос — явление глубоко демокрагиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2