Сибирские огни, 1984, № 6
Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранньне статьи. М., Современник, 1982. (В-ка «Лю бителям российской словесностив) О том, насколько важны, поучительны и во всех отношениях полезны для совре менности лучшие традиции народной куль туры, писано и говорено немало, и, бе зусловно, справедливо. Едва ли не в первую очередь это относится к фольк лору — коллективной памяти народа, за печатлевшей в себе облеченное в художест венную форму мировоззрение. На первый взгляд, как учеными, так и литераторами сделано и делается в этом направлении вроде бы немало: публикуются тексты, вы ходят статьи и исследования, публицисти ческие произведения. Но возьмем, к при- меру, русский фольклор и русскую мифологию. Так ли много мы о них знаем? Увы, несмотря на то, что число научных публикаций, особенно в последние годы, заметно возросло (есть среди них и работы яркие и глубокие), широкий читатель по-прежнему — выразимся без обиняков — обречен пребывать в весьма глубоком по этой части неведении. Не будет преуве личением сказать^ что, допустим, античная мифология известна интересующимся этой областью полнее и лучше, нежели природ ная российская. И не в том беда, что мало древних, исконно русских мифов дошло до нас, что их приходится собирать бук вально по крохам. Налицо ясно ощутимый дефицит обобщающих й вместе с тем доста точно доступных для неспециалиста изданий. Ситуация тем более обидна, что книги такого рода существуют, но в силу различ ных обстоятельств стали библиографиче ской редкостью. Тем приятнее отметить извлечение из небытия одного из наиболее значительных сочинений, данного плана. Книга, выпущенная в свет московским издательством «Современник», воспроизво дит в значительно сокращенном виде ра боту «Поэтические воззрения славян на- природу», созданную известным соста вителем и издателем собрания русских народных сказок Александром Николаеви чем Афанасьевым. Интересно отметить, что начало его литературной деятельности состоялось 135 лет назад на страницах «Современника». Публикация в журнале Н. А. Некрасова и В. Г. Белинского сви детельствовала как о высоком уровне работы, так и о стойких демократических убеждениях молодого автора. За свое критическое отношение к власть имущим и последовательные, антицерков- ные настроения он подвергался гонениям. В 1862 году его по доносу уволили со службы в архиве министерства иностран ных дел. Отставленный от должности и лишенный пенсиона, А. Н. Афанасьев в последние годы сильно бедствовал. В 1871 году он умер от чахотки, едва успев закончить «Поэтические воззрения...», глав ный труд его жизни. Эта громадная книга (в издании 1865— 1869 годов ее объем превышал две тысячи страниц) — не только кладезь конкретного материала по мифологии, фольклору, линг вистике, но и содержит ряд блестящих, подчас значительно опередивших свое вре мя прозрений.. А. Н. Афанасьев считал 172 своей задачей не просто изложение забав ных сказок и преданий. В изучении мифов он видел важную научную проблему. «Ми фология такая Же серьезная наука, как наука о допотопных животных, она вос создает целый организм по разь^озненным остаткам старины»,— подчеркивал он в дискуссии с известным историком К. Д. Ка велиным. Одним из основополагающих принципов его творческих изысканий было положение о кровном родстве мифологии и поэзии, отразившемся уже в самом названии кни ги. «...В каждом мифе высказывалась поэтическая мысль»,— подчеркивал ученый. Образный строй мифологического видения мира послужил основой для становления поэзии — вначале фольклорной, а затем и специализированной. В осознании этой связи заключены огромные возможности для плодотворного развития литературы. Однако мифологические образы форми ровались не произвольно, подчиняясь только прихотливой фантазии создателя, но по строгим законам, обусловленным реальной жизнью людей. Вывод о том, что «...духовная сторона человека, мир его убеждений и верований в глубокой древ ности не были вполне свободным де.чом, а неизбежно подчинялись материальным условиям, лежавшим столько же в природе окружающих его предметов и явлений, сколько и в звуках родного языка», был сделан А. Н. Афанасьевым в лучвдих тради циях русской демократической мысли того временв, стремившейся к овладению мате риалистическими методами познания. Размышляя об основах мифопоэтического восприятия мира, он высказал предположе ние об определяющем характере обществен ной жизни человека и, соответственно, вос производстве социальных структур в про дуктах духовной деятельности. А. Н. Афанасьев разделял мнение о том, что современный фольклор, в частности славян, представляет отражение «классиче ских мифов индоевропейской древности», т. е. той эпохи, когда предки славян, элли нов, германцев, романских народов и древ них индийцев были тесно связаны узами родства. Исходя из этого, за образец и в качестве критерия «чистоты» брались мифы древних греков, римлян, индийцев, скан динавов. Наконец, А. Н. Афанасьев полагал, что все древние мифы — это метафорические описания бурь, гроз, наводнений, затмений и т. п. природных феноменов. Эту идею он последовательно проводит через всю книгу, стремясь привести русский фольклор к од ному, «метеорологическому», знаменателю. Разумеется, не может быть и речи о то.м, чтобы ретроспективно упрекать в каких- либо недоработках самого А. Н. Афанасье ва. Наоборот, громадная его заслуга в том и состоит, что своим капитальным трудом он как бы подвел итог деятельности «мифо логической школы», наглядно показав и ее достижения, и — даже вопреки собственно му замыслу — ее недостатки, подготовив тем самым следующий этап в изуче нии мифов. Даже самый суровый критик просто не сможет не оценить главного достоинства книги — присущую ей неповторимую атмо сферу подлинно народной поэзии. Зна'чи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2