Сибирские огни, 1984, № 6

Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранньне статьи. М., Современник, 1982. (В-ка «Лю­ бителям российской словесностив) О том, насколько важны, поучительны и во всех отношениях полезны для совре­ менности лучшие традиции народной куль­ туры, писано и говорено немало, и, бе­ зусловно, справедливо. Едва ли не в первую очередь это относится к фольк­ лору — коллективной памяти народа, за ­ печатлевшей в себе облеченное в художест­ венную форму мировоззрение. На первый взгляд, как учеными, так и литераторами сделано и делается в этом направлении вроде бы немало: публикуются тексты, вы­ ходят статьи и исследования, публицисти­ ческие произведения. Но возьмем, к при- меру, русский фольклор и русскую мифологию. Так ли много мы о них знаем? Увы, несмотря на то, что число научных публикаций, особенно в последние годы, заметно возросло (есть среди них и работы яркие и глубокие), широкий читатель по-прежнему — выразимся без обиняков — обречен пребывать в весьма глубоком по этой части неведении. Не будет преуве­ личением сказать^ что, допустим, античная мифология известна интересующимся этой областью полнее и лучше, нежели природ­ ная российская. И не в том беда, что мало древних, исконно русских мифов дошло до нас, что их приходится собирать бук­ вально по крохам. Налицо ясно ощутимый дефицит обобщающих й вместе с тем доста­ точно доступных для неспециалиста изданий. Ситуация тем более обидна, что книги такого рода существуют, но в силу различ­ ных обстоятельств стали библиографиче­ ской редкостью. Тем приятнее отметить извлечение из небытия одного из наиболее значительных сочинений, данного плана. Книга, выпущенная в свет московским издательством «Современник», воспроизво­ дит в значительно сокращенном виде ра­ боту «Поэтические воззрения славян на- природу», созданную известным соста­ вителем и издателем собрания русских народных сказок Александром Николаеви­ чем Афанасьевым. Интересно отметить, что начало его литературной деятельности состоялось 135 лет назад на страницах «Современника». Публикация в журнале Н. А. Некрасова и В. Г. Белинского сви­ детельствовала как о высоком уровне работы, так и о стойких демократических убеждениях молодого автора. За свое критическое отношение к власть имущим и последовательные, антицерков- ные настроения он подвергался гонениям. В 1862 году его по доносу уволили со службы в архиве министерства иностран­ ных дел. Отставленный от должности и лишенный пенсиона, А. Н. Афанасьев в последние годы сильно бедствовал. В 1871 году он умер от чахотки, едва успев закончить «Поэтические воззрения...», глав­ ный труд его жизни. Эта громадная книга (в издании 1865— 1869 годов ее объем превышал две тысячи страниц) — не только кладезь конкретного материала по мифологии, фольклору, линг­ вистике, но и содержит ряд блестящих, подчас значительно опередивших свое вре­ мя прозрений.. А. Н. Афанасьев считал 172 своей задачей не просто изложение забав­ ных сказок и преданий. В изучении мифов он видел важную научную проблему. «Ми­ фология такая Же серьезная наука, как наука о допотопных животных, она вос­ создает целый организм по разь^озненным остаткам старины»,— подчеркивал он в дискуссии с известным историком К. Д. Ка­ велиным. Одним из основополагающих принципов его творческих изысканий было положение о кровном родстве мифологии и поэзии, отразившемся уже в самом названии кни­ ги. «...В каждом мифе высказывалась поэтическая мысль»,— подчеркивал ученый. Образный строй мифологического видения мира послужил основой для становления поэзии — вначале фольклорной, а затем и специализированной. В осознании этой связи заключены огромные возможности для плодотворного развития литературы. Однако мифологические образы форми­ ровались не произвольно, подчиняясь только прихотливой фантазии создателя, но по строгим законам, обусловленным реальной жизнью людей. Вывод о том, что «...духовная сторона человека, мир его убеждений и верований в глубокой древ­ ности не были вполне свободным де.чом, а неизбежно подчинялись материальным условиям, лежавшим столько же в природе окружающих его предметов и явлений, сколько и в звуках родного языка», был сделан А. Н. Афанасьевым в лучвдих тради­ циях русской демократической мысли того временв, стремившейся к овладению мате­ риалистическими методами познания. Размышляя об основах мифопоэтического восприятия мира, он высказал предположе­ ние об определяющем характере обществен­ ной жизни человека и, соответственно, вос­ производстве социальных структур в про­ дуктах духовной деятельности. А. Н. Афанасьев разделял мнение о том, что современный фольклор, в частности славян, представляет отражение «классиче­ ских мифов индоевропейской древности», т. е. той эпохи, когда предки славян, элли­ нов, германцев, романских народов и древ­ них индийцев были тесно связаны узами родства. Исходя из этого, за образец и в качестве критерия «чистоты» брались мифы древних греков, римлян, индийцев, скан­ динавов. Наконец, А. Н. Афанасьев полагал, что все древние мифы — это метафорические описания бурь, гроз, наводнений, затмений и т. п. природных феноменов. Эту идею он последовательно проводит через всю книгу, стремясь привести русский фольклор к од­ ному, «метеорологическому», знаменателю. Разумеется, не может быть и речи о то.м, чтобы ретроспективно упрекать в каких- либо недоработках самого А. Н. Афанасье­ ва. Наоборот, громадная его заслуга в том и состоит, что своим капитальным трудом он как бы подвел итог деятельности «мифо­ логической школы», наглядно показав и ее достижения, и — даже вопреки собственно­ му замыслу — ее недостатки, подготовив тем самым следующий этап в изуче­ нии мифов. Даже самый суровый критик просто не сможет не оценить главного достоинства книги — присущую ей неповторимую атмо­ сферу подлинно народной поэзии. Зна'чи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2