Сибирские огни, 1984, № 6

ность культуры народов — в культуре их отношений с природой. «Человек должен ощущать природу как собственное тело»,— . говорится в повести Айпина «В ожидании первого снега». Такое мироощущение героев произведе­ ний писателей-северян рождено в частно­ сти их близостью к фольклору. Если в рас­ смотренных нами произведениях'фольклор присутствовал как черта живого сознания современных героев, то в произведениях других^ авторов присутствует так сказать «чистый» фольклор. Таковы сказки удэгей­ ской писательницы Валентины Кялундзюги, стихи нанайцев К. Бельды, Анны Хеджер, эвенка Д. Апросимова, саами Октябрины Вороновой и Аскольда Бажанова, ульча П. Лонки... Есть некоторая особенность стихов поэтесс народов Севера. Если стихи поэтов- мужчин нежные — такой у них поэтический настрой, пишут ли они о фольклоре, родном крае, любви. То стихи женщнн-поэтесс су­ ровые, мужественные. В них очень сильные чувства, выраженные в сдержанной манере, и от этого особенно достоверные, впечатли, ющие. Собственно, и проза северных писа­ тельниц, Анны Неркаги, Натальи Селивано. вой, тоже отличается этим качеством. Так вот, стихи эскимосок Татьяны Очиргиной и Зои Ненлюмкиной, кроме названных ка­ честв, отличает еще и душевная Щедрость, стремление отдать, одарить, а не взять. Такие характеры их лирических героинь — мужественные и щедрые — запоминаются, привлекают. Нельзя не упомянуть и еще одного та­ лантливого прозаика этого сборника эвенка Александра Латкина. Я только что говори­ ла о сдержанной силе характеров северных .женщин. Такой национальный характер А. Латкин художественно воссоздает в рассказе «Нить». Ханты Роман Ругин, уже известный все­ союзному читателю по более раннему кол­ лективному сборнику ' писателей-северян «Сполохи северного сияния», представлен рассказом «След левши...». Новый сборник писателей-северян инте­ ресен индивидуальными особенностями ху­ дожественных почерков молодых поэтов и прозаиков, общими для них всех чертами мировоззренческих отношений героев их произведений с Природой-Матерью. В ху­ дожественном сознании всесоюзного чита­ теля с этим связано представление об осо­ бенностях литератур народов Севера как региона. Молодые писатели-северяне про­ должили дело своих старших товарищей. ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА Валерий Коешов. Свет внезапный. Стихи. Кемеровское кн. изд-во, 1983. Во многих поэтических сборниках моло­ дых авторов заметен явный перевес в сто­ рону внешнего, а, как известно, даже внешняя красота, не подкрепленная красо­ той внутренней,— и у человека, и в сти­ хах,— как бы сама себя отрицает, ибо ей, одной, никогда не подняться выше косме­ тической красивости, которая не молсет быть лнио.м и;т,;ны. У Валерия Ковшова, к счастью, видится обратное. Через некоторые внешние - не­ достатки его стихов проступает душа, способная при Напряженном поэтическом поиске и духовной самодисциплине отра­ зиться и во внешних чертах стихов, придав им законченность и гармонию. Часто в первом сборнике поэт сам зада­ ст себе программу будущего развития. ' Первая книга — это вопросы и надежды, вопросы и желания, вопросы и устрем­ ления... Остановимся на/Ьопросах. Вот что вол­ нует Валерия Ковшова: Что возвратишь ты мне. детство, что'не вернешь никогда? Зачем этот мир, истекающий кровью людскою? Зачем человек, истребляющий плод своих рук? С надеждой какой книгу жизни я завтра раскрою? Зачем я жду рассвет далекий? ................... Зачем я жду начало дня? Одно стихотворение так и названо <Вопросы»: Преодолеем ли испуг пред безграничностью Вселенной? • Сверкнула мысль во мгле нетленной — мы вышли в изначальный круг. Другая жизнь —другой закон соприкоснулся с нашим телом. На что надеется тайком наш ум за видимым пределом? Какое время там течет? Какое встретят измерение рассудка точность, и расчет, и сердца вечное движенье? От детства своего до Космоса общечело­ веческого— таков путь мысли каждого думающего человека — об этом и вопросы В. Ковшова. Теперь попробуем понять, приводя цитаты из разных стихотворений, чего ждет от жизни и от себя мо­ лодой поэт: Пробиться бы недремлющим умом к пределам свежей ясности и силы, вибрируя тоскующим крылом, над скопищами радостей бескрылых! И, игожет быть, придут ко мне из глубины души впервые слова, стоящие на дне, как будто рыбы золотые... Вниз по склону, к глубинам обрыва... Там зовет непокорный поток, разрывая преграды бурливо, убыстряя движения ток. ■ Я отдам ему силу и волю, и себя без остатка всего... Родник пробьется — воздух зазвенит, душа услышит — песня разольется, и чувств моих невидимая нить к чужой душе невольно прикоснется. Приведены, конечно, не все строки, раскрывающие для читателей авторские устремления. Он пишет и о том, что его «е-динственный выбор» «жизнь обновлять, очищая от праха и тлена», мечтает о том, что лес, «поднявшись в рост», перекинет мост в будущее... И этот лес (как аллего­ рический, так и реальный) действительно живет в его стихах — вместе с полем, де­ ревней, реками, в течении которых автору слышится «пульс родной стороны, убыст­ ренный движеньем турбин». И пульс род­ ной стороны, его «убыстренный те.мп », кажется, одновременно радует'В. Ковшова и тревожит,— радует потому, что, чувст­ вуя его, он сознает н себя частицей едино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2