Сибирские огни, 1984, № 6
го писателя, так и самой истории литературы». В дальнейшем это методологически важ ное положение получает свое подтвержде ние, н логическое развитие. Инонациональ. ная тема ближе к сегодняшним дням при обретает ярко выраженное стилеобразую. щее значение. ' .¾ Современная литературная обстановка определенно свидетельствует о расцвете младописьменной прозы Сибири. Не прошел при этом бесследно опыт русской прозы прошлых десятилетий для молодого на ционального романа. Типология и поэтика русской прозы о сибирских народах во мно. гом проявлялась и проявляется до сих пор в младописьменном романе. Все это в полной мере способствовало •младописьменным и новописьменным лите ратурам народов Сибири реализовать свой мощный потенциал идейно-эстетических возможностей. Литературы эти сегодня, как справедливо пишет Д. П. Якимова, «сами оказались способными влиять на общесоюз ный и даже мировой литературный процесс». ЭДУАРД ШИК Близок Крайний Север. Сборник произ ведений молодых писателей народностей Севера и Дальнего Востока. Современник. М., 1982. В сборнике молодых писателей-северян, участников Всероссийских семинаров моло дых литераторов Крайнего Севера и Даль него Востока, представлены как уже извест ные всесоюзному читателю имена — ненки Анна Неркаги и Любовь Ненянг, ханты Еремей Айнин и Роман Ругин, эвен Андрей Кривошапкин, так и много новых — нанай цы, эвенки, чукчи, эскимосы, ульчи, удэгей цы, саами, юкагиры, ительмены. В сборнике объединены проза и поэзия. Но нечто общее встретит читатель у всех авторов этого сборника, в издательской ан нотации помеченное как «особенная бли зость к природе, чуткость к ней. Сохранить эту близость в век быстрого индустриаль ного развития страны — такова глубинная мысль книги, тематически ■ объединяющая произведения разных авторов и разных жанров», А автор предисловия нивхский писатель В. Санги, кроме «любви потом ственного северянина к родной природе», замечает в произведениях молодых северян «пристальное вглядывание... в фольклор своего народа». ' На фоне общих сейчас призывов к береж ному отношению к природе особенность близости к ней героев произведений писате лей-северян в том, что имеет эта близость не столько бытовой, сколько мировоззрен. ческий характер. В рецензируемом сборнике весьма пока зателен рассказ ительменки Натальи Сели вановой «Рэм» о том, как семья охотников воспитала отбившегося от матери и при ставшего к ним медвежонка. Героиня рас сказа и медвежонок понимают друг друга, связаны добрым чувством, объединены са мим моментом жизни. И на этом фоне под линно человеческих отношений с природой грубо и кощунственно выглядят холодные. жестокие «научные» манипуляции, какие проделывает с Рэмо.м, «в целях познания тайн природы», любимый героини. Этим он убивает любовь, собственное чувство. Повесть Л. Ненянг «Звон оленьих рогов» более лирична, нежели драматична. Здесь нет болезненных столкновений взглядов, кипения страстей. Писательница больше по-- называет только добрую сторону отноше ний человека с природой. Восхищенное восприятие и воспевание тундры, северной природы как воплощенного идеала красоты, совершенства — это главное в повести Л. Ненянг. В повести Еремея Айнина показан быт хантыйской семьи, которая живет в своем чуме в лесной тундре. А семья эта — Де мьян, его жена Анисья, две дочки Вера и Таисия, сыновья Колька да Иван, которые учатся в интернате, олениха Пеструха и ее сын Пев, молодая важенка. Пирни, корен ник-олень Вондыр, старый пес Харко и мо лодая, еще глупая собака Кучувн. Не будет онтбкой включить в эту семью «и Землю и Солнце, и Звезды». Особенность мировоз зрения северных народов — в ощущении живого единства вселенной. Это ощущение счастья, которое излучают герои произведений писателей-северян. в их «простой» жизни в природе, «скромных» от ношениях и между собоь) и с природою — отличительная черта всех произведений сборника. В подборке Андрея Кривошапкина «Поездка к оленям» рассказывается, как маленький Апоки, сын знаменитого пастуха и охотника Чиктикана, тащит на руках, спасая от гибели, только что родившегося олененка, оставленного по какой-то причи не матерью-важенкой. А в рассказе «Мед ведь» сам Чиктикан пошел было мстить ■медведю, задравшему несколько оленей, но ограничился предупреждением, потому что это оказалась медведица с детенышами, ко торых мать закрыла своим телом от Чикти кана. Чиктикан сказал ей: «Оленей моих не трогай, и я тебя не трону! И ушел.» Героиня повести Анны Неркаги «Анико из рода Ного» в пять лет покинула тундру. Выучилась и живет в современном городе. Оказавшись в родном стойбище, неожидан но для себя начинает прозревать в своих сородичах какую-то большую мудрость, не известную ей или утраченную ею. «Должно быть, сидящие перед ней знают что-то важ ное и основное в жизни, чего не знает она, иначе не вели бы себя так спокойно и уве ренно». Что же «знают» эти люди, видно из повествования Неркаги. В представлении ее героев разумен не только человек, но и все, что его окружает. Неркаги пишет о «лице дня», «взгляде солнца», осмысленных дви жениях ветра, предсмертном разговоре с землей как с матерью... Олень Тэмуйко, вскормленный грудью матери Анико, чаще родственников навещает могилу своей «м а тери» и искренней их в молчаливом выра жении скорби. Пес |Буро отдал жизнь за хо зяина. Волки живут по разумным зако- \ нам, внушающим уважение Себерую и его соплеменникам. Не делают разницы народы Севера между собой и живой природой. Повесть Анны Неркаги знаменательна ин тересом; который почувствовала современ ная образованная девушка к «природной» культуре своего древнего народа. Современ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2