Сибирские огни, 1984, № 6
Н НН1ЛЖН0К полки л. п. Якимова. Многонациональная Сибирь а русской советской литературе. Новоси бирск, Наука, Сиб. отделение, 1982. Ныне, после выхода в свет пятитомной «Истории Сибири» и двухтомника «Очер ков русской литературы Сибири», настала пора более основательного и фундамен тального изучения отдельных проблем за рождения, формирования и развития куль туры и литературы Сибири. Одному из крупнейших социально- культурных завоеваний Страны Советов посвятила свое монографическое исследо вание Л, П. Якимова. Издавна привлекают своей фактической основательностью и ме тодологической выверенностью статьи это го автора по интернациональной теме в русской литературе. Ее перу принадле жат и обзорные статьи по данной пробле матике в двухтомнике «Очерки русской литературы Сибири». Вышедшая в конце 1982 года моногра фия свидетельствует о дальнейшем расши рении фактической основы исследуемой проблемы и теоретической ее оснащенно сти, Советская литература здесь рассмат ривается с момента зарождения до совре менного ее этапа в идейно-эстетическом плане, в свете проблемы интернациона лизма по преимуществу на произведениях писателей-сибиряков. Достаточно назвать лишь некоторые имена писателей, творчество которых ис следуется в монографии, чтобы убедиться в широком охвате историко-литературного материала,' В, Арсеньев, А, Сорокин, Р, Фраерман, И, Новокшонов — в разделе о прозе двадцатых годов; И, Кратт, Г, Гор, М, Ошаров, А, Коптелов, Т. Семушкин — в главе о русской литературе предвоенного десятилетия. Особые разделы посвяшены творчеству Т, Семушкина, Н, Максимова, Н, Шундика. А, Кожевникова, Г, Гора в главе о послевоенной прозе Сибири, В обзоре современной прозы автор обраща ется к произведениям О, Хавкина, Г, Фе досеева, Л, Шелудякова, В, Корнакова и некоторых других, И все-таки главное достоинство моно графии не столько в широком рхвате ма териала. сколько в особой продуктивности самого аспекта изучения русской советской литературы Сибири. Ведь с самого момен та ее зарождения судьбы коренных наро дов Сибири, проблемы интернационализма были ведущими в творчестве писателей. Более того, для многих из них тема друж бы “ ’ подов стала ведущей, определила 168 идейно-художественное своеобразие, твор ческую манеру. Л. П. Якимовой удается выявить некото рые существенные особенности каждого из исследуемых авторов. Очень важным для понимания .*гворчества В. Арсеньева, конеч но же, являе/ся жанровая специфика его книг, которую исследовательница определя ет как синтетическую. Произведения его, по справедливому мнению автора монографии, включают в себя «эле,менты научно-попу лярного стиля, но сохраняющего при этом свою литературно-художественную основу». Именно это позволяет В. Арсеньеву и в научном, и в художественном планах утвер дить чрезвычайно важную мысль гумани стического и интернационального плана — «отрицание превосходства одного народа над другим, независимо от того, на какой ступени исторического развития они на- ходятся». Вряд ли возможно понять идейно-худо жественное своеобразие произведений А. Сорокина без учета широкого использо вания этим автором жанров казахского фольклора. Именно через это писатель идет к «постижению своеобразия национального характера» киргиза. Анализируя романы Т. Семушкина «Чу- . котка» и «Алитет уходит в горы», Л, П. Якимова приходит к выводу о своеоб разном раскрытии образов чукчей, которые представляются читателю в «процессе лом ки глубоких изменений». От обобщенного образа в «Чукотке» писатель приходит к индивидуализированному образу в романе «Алитет уходит в горы». ' А. Кожевников насыщает свой роман «Живая вода» этнографическим хакасским материалом. На основе многих как' будто бы частных наблюдений над стилем отдельных произве дений исследовательница приходит к опре делению важных тенденций,’ свойственных русской литературе на, инонациональную тему в различные ьЛьды социалистического строительства. Уже на первых этапах ста новления советской литературы заметно проявлялась тенденция взаимовлияния русской литературы и культуры других народов нашей страны\ «Обращаясь к изображению жизни иного народа,— пишет Л. П. Якимова ао вводной части монографии,— русский писатель не мог не испытывать на себе притягательной силы его эстетических вкусов, образа мыш ления, особенностей психологии, нравов, быта, и это придавало совершенно особый колорит как творческому почерку отдельно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2