Сибирские огни, 1984, № 6
думыйаяия совместно! Сразу после смерти’ В. Я. . Канторовича в июне 1977 года А. Г. Солипатров писал его вдове Раисе Павловне: «Он заставлял (не заставляя) нас и многих других таких, как мы. чита телей по-йному взглянуть на мир, отноше ния, ценности,- поступки, заронил в наши души здоровое семя человечески^ отноше ний, но, к несчастью, не успел вырастить • (и полюбоваться!) из этого семени хорошее растение, полезное людям. Но оно растет и вырастет!» Письма Владимира Канторовича, если их еще и тщательно собрать, помогут не толь ко понять, в каком направлении он сам- непрерывно развивался, но и будут способ ствовать развитию самих читателей. Помню: в одной статье я написал, что декаданс в Сибири не привился, не пустил глубокие корни, радовался по этому пово ду и получил от Владимира Яковлевича настоящую отповедь: «Я никак не могу разделить с Вами ру гательное значение Декаданса. Черт побе ри, и Блок, и прочие символисты, и Андрей Белый, а тем ботее художники — сами считали себя декадентами, и Воровский крыл их почем зря. Но ведь эта часть — и немалая! — русского искусства. .К Реми- '• зову (архаисту) Вы все-таки отнеслись снисходительнее. Ну, а что Вы скажете об интеллигентских изворотах (более позд- ' них) «настоященцев»? Рапповская сволочь на сибирской земле взошла ядовитыми цветами. Право, сибирское здоровье не мо жет измеряться полной невосприимчиво стью к символизму, декадентству. Миру Искусств и даже к крайностям — в Бур- люке, Хлебникове и Кандинском. Вот се годня на моем комнатном стенде вывешен Петров-Водкин, удивительный художник, по-моему, вышедший из классици.зма:- не смотря на своего красного коня. Его пре следовали все эти годы наши третьяков- цы, а сейчас размножают, как и Бенуа, и Добужинского, и Сомова. А на Запале из русского «декаданса» родились течения, существовавшие добрых полстолетич, включая Пикассо. Нет, право, не стоит Вам всему левому искусству придавать отрицательный знак, позорить его, отсутст вию -признаков последнего в Сибири прида вать только положительное значение...» Не будем принимать всерьез словцо Вла димира Яковлевича, сказанное о РАППе в запале спора, рапповцы, как известно, руга лись поэнергичней ипечатно;главное в пись ме — темпераментно выраженный истори ческий подход к искусству, искреннее же лание по-дружески помочь разобраться в сложном явлении, убедить в том, что он почитал за истину. Имена многих художни- ков у него не случайны. Живописью он увлекался, знал ее, размышлял о ней, к сожалению, мало писал о ней, хотя и имел что сказать о художниках. Чтобы убедить ся в этом, достаточно прочитать его ста тьи об армянских художниках. Домашние «выставки» — по преимуществу репродук ций — всегда своеобразные и целенаправ ленные, отражавшие давно сложившиеся вкусы, являлись для него отдыхом, отвле кали его от напряженной работы за сто лом.... В издательстве «Советркий писатель» вы ходит книга Владимира Канторовича «Ли тература и социология», в ней будут впер вые собраны его литературно-критические статьи, рецензии, неопубликованные рабо ты и письма, о которых здесь кратко го ворится. Рецензию на книгу для издатель ства написал талантливый, рано ушедший от нас критик и литературовед Юрий Кузьменко (1931—1982). Его обобщающее заключение стоит здесь привести. «Сборник «Литература и социология» не является переизданием ранее выходивших книг В. Я. Канторовича. По существу, это новая кнИга, впервые представляющая литературно-критическое наследие писате ля. С одной стороны, В. Я. выступает в этой книге как теоретик, впервые с такой последовательностью сближающий лите ратуроведение и социологию. Вместе с тем он предстает и как критик-социолог, демон стрирующий возможности утверждаемых принципов. И еще один немаловажный момент. Бы вают книги — дань уважения и памяти ушедшему литератору, но заведомо арха ического содержания. Перед нами другой сл 1 'чай. Книга В. Я. Канторовича — ут верждаю это с полной ответственно стью — нужна нашей литературе сегодня и будет нужна завтра. Утверждаемые им взгляды на литературу, на соотношение факта и вымысла в очерке, страстный при зыв к взаимодействию литературы и со циологии имеют самое актуальное значе ние. И еще предстоит (может быть, в про ектируемом научно-исследовательском ин ституте многонациональной советской ли тературы) осуществить идеи В. Я. Канто ровича о развитии социологии литерату ры, социологии чтения, о «переписи лите ратурного населения» п т. д.» Юрий Кузьменко весомо и точно опреде лил место и значение писателя в нашей литературе, ценность и необходимость его работы для нас сегодня. Значение любой эпохи определяется ее болевым порогом, то есть ценностями эти* ческими. Закономерно, что з статье «Эко^ номика и этика» Владимир Канторович сказал: «Тот не писатель, кто пишет что- либо противное своей совести». Каждый шаг человека, если к тому же от него кто- то или что-то зависит, должен получить, по его убеждению, моральную оценку. И если перед нами н¾стояшнй художник, то живет и работает он для того, чтобы показать людям нравственное лицо своего времени. Владимир Канторович — писа тель с чистой совестью, он имел полное Право сказать вслед за Валентином Овеч киным: «Коммунизм будет таким обшесг- венным строем, где правды никто не побо ится. Не побоится ни сказать ее, ни услы шать. Если этого не булет, то не будет и коммунизма... Без правды нево-можно прекрасное!».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2