Сибирские огни, 1984, № 6
для,общественного класса в одном-единст- венном «ведущем» для каждого класса ти пе... . Сегодня- внимание социологов, как и литераторов, направлено и на исследование сложившихся внутри классов прослоек, формальных и неформальных групп и т. д.» Положение чрезвычайной важности, так как оно отстаивает необходимость не умо зрительно-догматического, а объективного « изучения реальных социально-исторических процессов, происходящих в нашем общест ве, кто бы этим изучением ни занимался — историк, социолог или художник. Владимир Канторович не уставал напо минать о том, что социология и литератур ные произведения, особенно «социального направления», например, Ч. Айтматова или С. Залыгина, В. Белова или В. РаспуГина, тесно взаимосвязаны, нацелены на изуче ние многих тонкостей человеческих отно шений. При этом он выделял то главное, что дает нам социология, вооруженная на- учнсж методологией, она приучает нас опе рировать «большими массами «случаев», об нажает законы, которым те подчиняются». «И я, — продолжает писатель,— не вижу причины, почему бы самой художественной литературе не'стать п р е д м е т о м науч ного социологического изучения». Именно исходя из этого убеждения, Владимир Кан- * торович сам взялся за обобщение некото рых итогов использования количественного метода для определения качества литера туры и искусства, он предложил идею «пе реписи литературного населения», «инвен таризации конфликтных проблем», выдви нутых литературой, занялся темой «обрат ных связей», то есть изучением самого по требителя искусства в широком плане — литературы, кино, живописи... Тут следует заметить, что обзор работ, посвященных так или иначе количествен ным методам изучения искусства, осущест влялся в обстановке некоего бума вокруг социологии. Некоторым социологам каза лось, что они просто всемогущи, могут «от крыть глаза» на все «тайны» процессов, происходящих в обществе н в душе чело века. Поэтому Владимир Канторович д а же в явно несостоятельных работах (он так о них и пишет) находит крупицы по ложительного опыта. Сейчас мы решитель но и обоснованно говорим, что «перекос» в сторону математических методов непра вомерен. Но тогда Владимир Канторович прокладывал дорогу социологии в сферу изучения литературы и искусства, потому и настаивал, что «вопрос о применимости к изучению литературы исследовательского арсенала точных наук оказывается сегодня весьма актуальным». Его отличие от «все могущих социологов» заключалось в том, что он, писатель, отлично понимал исклю чительную важность литературы и искусст ва в познании социальных явлений жизни, понимал, что при анализе произведений искусства математическому методу при надлежит второстепенная, дополнительная роль. Идея «переписи литературных типов и конфликтов» родилась у Владимира Кан- тороьзича в ходе общения его с читателя ми, потом он нашел обоснование ее у классиков литературы и общественной мысли, получил поддержку современных литературоведов и социологов. Конечно, суть «переписи» не в том, чтобы составить обширную картотеку разнообразных соцн; альных типов и общественных конфлик тов. Это должен быть своеобразный соци ологический эксперимент, призванный изу чать литературу и жизнь на самых различ ных уровнях.и срезах. То это будет про тивопоставление героев друг другу в про- . изведениях, появившихся в разных журна лах, то регистрация их в массовом потоке -литературы (не только в лучших и попу лярных произведениях), то изучение их в плане историческом, что несомненно даст более полное представление о лицах одного профиля, но в разных поколениях. «Пере пись» поможет заметить «зияющие пробе лы» в изображении тех или иных сторон ЖИЗНИ;.. «Какое поразительно богатое поле . социальной информации открылось бы пе ред писателем, который к тому же, в силу особенностей профессии, пристрастен к проблемам так называемой футуроло гии!» — с воодушевлением восклицает Владимир Канторович. Жаль, что пока никто еще всерьез и широко не занялся этим делом, это лишь не более, чем заве щание пытливого пнсателя-социолога. Много внимания уделял Владимир Кан торович изучению известной «цепочки»; художник — произведение — потребитель. Так родилась его большая работа «Лите ратура н читатель», исследование по со циологии чтения. Здесь обобщен большой материал отечественных и зарубежных ис следователей. Канторович рассматривает чтение как труд, как «сотворчество» с пи сателем, доказывает, что «литературный поток» в каждую эпоху для своих совре менников выполняет значительную позна вательно-воспитательную роль, способству ет общему развитию культуры, читатель ские письма к писателям — одна из форм «обратной связи» литературы с действи тельностью, богатый источник информации об обществе, ценнейшие документы для по строения научной типологии читателей... Может возникнуть вопрос: что нового внес Владимир Канторович в разработку проблемы «литература и читатель»? Сам он так определяет свои цели в области кон кретных социологических исследований: «Социологические исследования интересо вали меня в той мере, в какой они повто ряют или Опровергают публицистические выводы литературных произведений р аз ных авторов, а также собственный писа тельский опыт, опубликованные мною на блюдения и обобщения». Он убежден, что изучения такого рода позволяют, в частно сти, глубже проникать в читательское вос приятие и, следовательно, в духовную жизнь всего общества. В специальной литературе йе раз дока зывалось, что социалистическому обществу принципиально присуще только единое об щественное мнение по любому вопросу, по скольку социально-экономическая «база» бытия советского человека едина. Авторы этой «теории» игнорируют жизненную практику, не замечают приметные и не приметные, действительно существующие в обществе противоречия. «Когда же связь между надстройкой и базисом мыслится только прямой и односторонней, без обрат ных связей,— говорит по этому поводу Канторович,— то рождается представле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2