Сибирские огни, 1984, № 6
нят. Что же касается проникновения доку- ментализма в структуру многих современ ных романов, повестей, рассказов', то это явление неоспоримое. Все дело в том, как к нему относиться. Изучая современный очерк, Владимир Канторович не мог не думать, не писать об опыте В. Овечкина. Хотя он и не ана лизирует знаменитый цикл очерков Овеч кина, начатый в 1952 году «Районными, буднями», идейно-художественное значение их для развития литературы и обществен^ ного сознания он неоднократно подчерки вает. Для него этот цикл — не менее как «деревенская эпопея», и он с удовлетворе нием отмечает совпадение взглядов на очерк Овечкина и писателей 30-х годов, группировавшихся вокруг -журнала «Наши достижения». Первым толчком к осмыслению жизни и судьбы выдающегося деятеля нашей лите ратуры была внезапная кончина Валенти на Владимировича Овечкина. В 1968 году мы вместе с Владимиром Яковлевичем жили в Малеевке. Там он и вручил мне всю сохранившуюся перепис ку его с В. Овечкиным, сопроводив крат ким вступлением и комментариями. Много в ней оказалось для меня . новым. Тогда, помню, Владимир Яковлевич и высказал мысль о необходимости создания литера турного портрета только что ушедшего пи сателя, портрета, в котором отразилось бы его подлинное лицо человека и граждани-, на, художника-борца. Непосредственным поводом для напи сания’ такого портрета стал ■выход книги- из литературного наследия В. Овечкина «Статьи, дневники, письма» (19'72). О Ва- лентине Овечкине написано много статей и работ еще при его жизни. В 1955 'году Курское издательство выпустило даже мо нографию М. Приваленко о нем. Однако до появления архивного тома и статьи В. Канторовича «Делать правду» мы о личности писателя имели довольно туман ное представление. Это сейчас с изданием прекрасной книги Н. Атарова «Дальняя до рога» (1977), книги-исследовання, книги- воспоминания, мы увидели Валентина Владимировича таким, каким он быЛ в жцз- ни и в литературе, какое место занимал он в сознании людей 50-х годов, а в 1974 году статья В. Канторовича прозвучала как открытие. Не случайно она сразу же,; была переведена и опубликована в ряде социалистических стран. Из архивного тома В. Канторович ото брал многое, что выразительно и ,неопро вержимо характеризует Овечкина-человека и писателя. «...Со страниц этого тома... глядит на нас живой, душевный Овечкин, каким он был в жизни, величавый в своей последовательной принципиальности»,— таков вывод этой статьи. В ней отсутству ет анализ произведений В. Овечкина. Вни мание сосредоточено на нравственных требованиях писателя к себе и к людям, н.а его художественных взглядах, идейных по зициях. Статья лирична, потому что про диктована любовью к писателю и жаждой высветить в нем то, что автор безусловно разделяет. Критические замечания, подчас серьезные, лишь свидетельствуют об объ ективности исследователя. Мы верим ав тору, когда он пишет: «Меня всегда вос- хищ,ал .запас прочности в писателе Овечки- .. не...» Й даже .обнаружив пр.отиворечия во , взглядах', Овечкина, .он предупреждает: «к ; ним надо относиться бёрежно, .как к ' фактам биографии большого писателя...» Бережно. Как недостает нам иногда имен но такого отношения! ’ 5 - ■ ■ . Последняя книга, на которой стоит имя писателя,— «Литература и социология». Это сборник статей, изданный в 1977 году, где Владимир Яковлевич выступает и со ставителем (совместно с Юрием Кузьмен ко) и автором, отлично понимающим, как важен и значителен для наших теоретиче ских и методологических размышлений во прос о взаимосвязях литературы и социо логии. Первым, кто начал обозначать и просле живать стыки между литературой и соци ологией, был Владимир Канторович. Его статья «Социология и литература», опуО линованная в 1967 году в журнале «Но вый мир» (затем частично или полностью переведенная во многих странах), книга «Глазами- литератора» (1970) закладывали своеобразный фундамент для да.чьнейшего развития этого направления в нашей лите ратурной критике. Первая статья Владимира Канторовича по социологии появилась в «Литературной газете» в мае 1966 года. Она называлась «Родственная нам наука» и открывалась главкой «Социология и писатели». «У писа. телей и социологов,— начинал автор глав ку,— сходный «угол зрения» на предмет исследования — советское общество. А кое в чем совпадают и методы работы». Далее шло убедительное обоснование всех поло жений, углубляемых затем в последующих статьях. Следует хотя бы кратко остановиться на некоторых положениях Владимира Канто ровича, которые теперь разрабатываются и, обогащаются профессиональными социо логами, литературоведами и критнками-со- цирлогами. Социология — наука, писателям не толь ко родственная, но, одновременно и необхо димая им, так как конкретные социологи ческие исследования могут подтвердить, допол.нить или опровергнуть писательский опыт, сделанные художником наблюдения и обобщения. Речь, следовательно, идет о сознательном использовании достижений этой науки, об активной выработке ка честв, которые «создают», по выражению Канторовича, «социального писателя». .Социолог изучает всю совокупность соци альных отношений, определяющих поведе ние .социальных групп. Художник стремит ся'раскрыть сферу .духовной жизни людей в.о всем ее многообразии^ учитывая при этом, что человеческое сознание не являрт- 'ся 'зеркальным отражением материального б'ытия. «Тут цели социологии и литерату- ры,-т-. утверждает Канторович,— как бы накладываются одна на другую: ни писа тели, ни социологи не довольствуются «ус-’ релненным.и» обобщениями. ' оторванными от жизни дбстракциями.. Онц отвергают, возможность представить все характерное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2