Сибирские огни, 1984, № 6
руководителя, к которому «в ночь-полночь приди», он тебя выслушает как человека и «по-человечески отзовется», и беспризор ников в первую очередь начал подбирать, сначала к себе, а потом детский дом от крыл... Корольков полюбил север, отдавал ему себя целиком, однако это не означа ло, что писатель не видит в нем того, что будет со временем мешать его росту. Ме тоды Крролькова уходят корнями в пер вую пятилетку и, может быть, дальше — в эпоху гражданской войны. «Королько вы. вероятно, по сию пору незаменимы в авралах, на штурме северной природы,— обобщает Канторович.— Но уже тогда, ко времени второй пятилетки, я не мог пред ставить Королькова директором какого- либо передового завода». Время переросло Корольковых. Рисуя таких людей, как Корольков или рабочий Лукьянов, рассказывая о необыч ности города Игарки, построенного в ре кордно короткий срок, Канторович остает ся верным себе: он замечает многое, что еше недостает городу или делается не так, как следовало бы. Горожанам негде провести свободное время, негде отдох нуть. День пятилетия Игарки проведен по- казенному скучно, а в довершение всего, об ластная газета «захвалила Игарку, не имея о ней ни малейшего представления... Они жестоко обидели игарцев, потому что на- стояшая, невыдуманная Игарка вписала значительную страницу в историю борьбы за советский Север и заслужила. почести в день своего юбилея». Очерк «Сезонники» — «очерк в хорошем смысле социологичен и одновременно это типичный очерк нравов». Так писал М. Куз нецов в предисловии к книге В. Канторо вича «Сахалинская повесть» (1971). Сам Владимир Канторович определял, что «очерк нравов представляет собой худо жественное исследование типичной среды, новых явлений, процессов, тенденций, раз- виваюшихся в разных слоях современного общества». В старой России отходничест во было крупным социальным явлением, способствовавшим пролетаризации кресть янства. Оно дожило н до наших дней: на строительство Турксиба приходили граба ри, плотники и верхолазы, нанимавшиеся ♦на сезон». Организованные сезонные ра боты, регулируемые специальным законо дательством, породили понятие «сезонни ки». Это не профессия, так как любой за вербовавшийся, кто бы он ни был, пишется «разнорабочим». Достоинство очерка Вла димира Канторовича в том, что он вгля делся в лица многих сезонников, выяснил мотивы их временного на б—7 меся цев — переезда для работы на Камчатке или Сахалине, рассказал об условиях их жизри там, задумался о самом институте сезонничества. Если суммировать все, что он наблюдал, все, о чем он при этом раз мышлял, то складывается невеселая кар тина. Вывод напрашивается сам собой: необходимо преодолеть сезонничество в нашем хозяйстве, а пока решительно улуч шить условия жизни и труда сезонников. «И если сохранились многие нездоровые черты в характере вербовки рабочих', р организации быта на сезонных промыслах и т. п.,-— пишет Канторович.— то немалая Вина за все это падает на тех хоэяйствен- ников, которые за цифрами плана, за свод- кой перестают видеть живых людей, соз дателей всех ценностей на земле». С такой высоты тогда, в 196^ году, взглянул писа тель на, казалось бы, частную задачу — ведь процентная доля для сезонников в трудо-балансе страны сравнительно неве лика. Однако на такую работу чаще всего вербуется молодежь, в том числе девушки, быт которых на промысле попросту не устроен, в результате калечатся души, ка лечатся судьбы. Печальные, подчас траги ческие истории рассказаны в кратких глав ках «Старуха», «Москвички», «Манька», «Смерть Марии» — почти каждая героиня этих историй взывает о помощи. Беда з а ключается ещё и в том, что «юные сезон ницы по неопытности могут принять за норму тот грубый быт, который окружает их на промысле». Не всех, однако, посе щает такого рода беспокойство. Одна не пробиваемо-забронированная дама, узнав, что Владимир Канторович собирается пи сать о сезонниках, изрекла: «Сезонники — не главное, не ведущее в нашей жизни. Значит, и писать о них нечего!» Кайторо- вич все же написал, уверенный, что судьба сезонников не может не изме- ■ниться. Контингент устойчивых сезонников-муж- чин характеризуется их названием. — «ш а тун», «потребитель», «огарок» и т. п. Есть семейные бараки на промыслах, в них жи вут люди работящие, честные, но по наб людениям Анны Корень, которая давно живет на промыслах и близко к сердцу принимает беды девушек-сезонниц, «истин ные клиенты оргнабора, от семей и заво дов поотбивались... Нальет зенки вином и шйгает павлином среди холостых баб...». Водка тоже бич на промысле, остановить или ограничить доставку водки в разгар сезона невозможно, потому что «торгу, по причине, которая кажется его руковдите- лям веской, необходимо, чтобы план был перевыполнен по «валу» каждый месяц и в каждой торговой точке». Некоторым финансистам и хозяйственни кам кажется, что кадровый рабочий невы годен на промыслах — ему и разряд надо повышать, и надбавку за отдаленность выплачивать, а в зимние месяцы, когда они не загружены полностью работой, то же лишний перерасход. И обнаружив эти убытки, финансисты вместе с недальновид ными хозяйственниками требуют «кадро вых рабочих заменить сезонными». Всем ходом событий, логикой размышлений, ос нованных на фактах,- писатель доказывает, что «дешевый» сезонник обходится госу дарству дороже кадровика, а если взять в расчет нравственные потери, то они не исчислимы и никакими рублями их не из меришь. Именно об этом горячо и заинте ресованно напомнил нам Владимир Кан торович в очерке «Сезонники». Мы убедились, как широк круг наблю дений Владимира Канторовича-очеркиста. У него возникла блистательная возмож ность сравнить то, что было три десятиле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2