Сибирские огни, 1984, № 6
которых отношениях — щедро. Видно, его проектировали и строили люди, обла дающие душой поэта, глазом геометра, практическим смыслом и расчетливостью домашней хозяйки, устраивающей свое гнездо экономно, но так, чтобы удовлет ворить все главные потребности семьи». Писатель стремился передать очарова- • ние Новой Каховки — тут есть все; пей заж , архитектура, расположение центра и жилых кварталов, и, конечно, люди — с душевной щедростью они отдают себя детям, общественным делам, труду, сосе дям, нуждающимся в помощи, и все а го писатель объясняет влиянием в немалой степени красивого, благоустроенного горо да. «Если бы существовал прибор, изме ряющий счастье человеческое, то наверня ка в Новой Каховке (как в Ангарске или Волжске) он зарегистрировал бы самые высокие «показатели» в «расчете на душу населения», как выражаются статистики», — таков вывод Канторовича из всего им о городе рассказанного. Упоминая Ангарск и ■Волжск, писатель подчеркивает, что Новая Каховка — не единственный город, созданный по заранее разработанному плану без скороспелых и неудобных вре мянок, имеющих свойство оставаться на многие десятилетия. Тщательно изучая жизнь городов в их сравнении — что важ но для передачи положительного опыта,— писатель призывает спецналистов-экономи- стов заняться и малыми городами, дейст венно помочь им расти и благоустраиваться. Сам он закладывал своеобразный фундамент для такого изу чения, в некоторых случаях зачинал их еще не написанную историю. Новая Каховка строилась разумно, а Ростов обстраивался после войны иначе. В нарушение всех правил индивидуаль ные проекты, например, выпускались без плана организации работ, без технологи ческих карт, и результаты не замедлили сказаться — здания, возведенные по таким проектам, изобиловали ошибками я про счетами. «Куда «сажауь» новые города?» — называется одна из глав книги. Пред приятия строятся часто в крупных горо дах, где и без того спрос на рабочие руки превышает предложение. В то же время соседние малые города, располагающие примерно такими же естественными . усло виями, не имеют промышленного строи тельства, а в них есть н резервы рабочей силы, существует и большая обеспечен ность жильем. Владимир Канторович по ставил изучение некоторых городов в пря мую связь с социальными задачами совре менной деревни, для которой близлежащий город не просто районный центр. Писатель с фактами в руках доказывает, что про мышленный и культурный рост таких го родов эффективней обеспечит организа цию производства сельхозпродуктов и культуры на селе, что, как известно, спо собствует сохранению сельского трудоспо собного населения. Таким образом, харак теризуя тот или иной малый город, писа тель касается самого широкого комплекса социальных проблем — условий труда, укрепления трудовой дисциплины, борьбы с пьянством и правонарушениями, воспи тания молодежи, образования, культуры. Т ! Снвярские опта М в миграции, которая в иных городах связа на не с одними экономическими фактора ми, но еще и с. такими явлениями, как «местный патриотизм», который «цепко держит большинство жителей города в своем гнезде» (родные места, собственный дом, усадьба, дающая небольшой, но до статочный доход). Образ каждого города создавался, как об этом говорит Влади мир Канторович в своем послесловии, с самых различнььх точек зрения — «глаза ми колхозника, приезжающего в столицу района, или горожанина — рабочего, ин теллигента; с точки зрения городского ар хитектора... народного судьи, районного экономиста, краеведа, проследившего путь эстафеты культуры, передаваемой одним поколением другому...». Эго придает очер кам ту широту и объемность, которая ув лекает читателя самим пафосом познания действительности. Великолепен, например, очерк об Игар ке — «На берегу Енисея». Он написан еще в 1934 году, но не утратил ни истори ческого, ни художественного значения сей час. Исторического, потому что изобража ется Игарка через пять лет после возник новения городка на «краю света», недаром и Виктор Астафьев назвал его в повести «Кража» — Краесветск; художественного, потому что перед нами возникли живые люди тридцатых годов. «Партизан, красный командир, забубен ная головушка Корольков — живая ле топись города. Энергии первого директора Игарки, его самоотверженному труду ор ганизатора заполярный город во многом обязан быстрым своим ростом», — так начиналось изображение этого человека в очерке. Затем мы видим и слышим его, проникаем в особенвостя его характера, узнаем о его приемах р'^оводства в годы строительства Игарки. Столкнулся он од нажды с вожаком землекопов, заводилой, у которого «грудь нараспашку», «горло луженое»; законные у землекопов были требования и бросили они работу, забасто вали; «Мать, говорит, твою так-то и так-то, бросаем работу!» — рассказывает об этом событии Корольков.— Ну, меня так, пу стыми руками, не возьмешь, тем более отлично я понимаю, что работать тяжко. Но что поделаешь; нужна стране Игарка! Вожак меня криком, за горло берет. Я ему тоже не уступаю. Главное, надо было его перед рабочими осадить, чрезмерно большую силу взял. Он по матери, я ему в рифму: «Ты, говорю, задница с ручкой, а не бригадир...». Кончилось все благополучно, договори лись, хотя и схлопотал Корольков выго вор. Трудно зачиналась Игарка, но не было ни стонов, ни слез. Наоборот, восторг ис пытывали первые строители города — ведь они же легенду творили своими руками! — Я, правда, обложить могу, но ко мне со всякой мелочью идут и не услышат; «Без доклада не входи»,— продолжает Корольков свою исповедь,- Всем сердцем сочувствую, особенно если из беспризор ников... Невольно вспоминается комендант Крае- светска из астафьевской «Кражи», он то же приобрел в городе прочную репутацию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2