Сибирские огни, 1984, № 6
торых советских ученьлх-обшествовелов: «Именно на этой почве и расцветает акаде мическое биологизаторство, своего рода животноводческий подход к человеку, столь несовместимые с принципами нашей науки и этики».' В «Коммунисте» приводятся письма и выступления тех, кто не согласен с точкой зрения академика Н. Дубинина,, высказыва емой им во многих монографиях и статьях, в том числе и в статье «Наследование био логическое и социальное» («Коммунист», 1980, № 11), в которых он подверг критике вульгарную биологизаторскую трактовку сущности человека. Читатель Е. Остапов, например, резко не согласен с тем, что «пси хика человека не может быть, найдена ни в функции генов, ни в функции нейронов по той простой причине, что ее уровень вышел за пределы биологии», как об этом пишет Н. Дубинин в упомянутой статье и в рецен зируемой книге. «По мнению Е. Остапова, «психика человека, к счастью(!)', не вышла за пределы биологии». И журнал справед ливо замечает: «О чем тут гово;рить? Оста ется лишь порекомендовать автору обра титься к школьным пособиям». Глубокую оценку марксистско-ленинского подхода к изучению сущности человека, верное направление дальнейшему развитию науки о нем дал июньский Пленум ЦК КПСС. «Вряд ли можно признать научными концепции,— говорил К. У. Черненко,— ко торые объясняют такие, например, качества, человека, как честность, смелость, порядоч ность, наличием «положительных» генов и фактически отрицают, что эти качества формируются социальной средой».^ Обоснование теоретических представле ний о социальной сущности человека, у г верждение марксистского положения, что человек «только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его при роды надо судить не по силе отдельных ин дивидуумов, а по силе всего общества»- под тверждают с новой силой идеи равенства, всестороннего развития личности, воспита ния в каждом генетически полноценном че ловеке активного творца коммунистических отношений. Эти идеи играют решающую роль в битве идей в современный период, дают направление (нахождение «основного звена».) в идеологической работе партии. И в этом ценность естественно-философских исследований академика Н. П. Дубинина и его последователей, которые на деле осу ществляют ленинскую мысль о нообходимо- сти органического союза философов и ес тествоиспытателей. Нельзя не сказать и еще об одной грани. Обоснование социального наследия позво ляет нам лучше оценить состояние идеоло гической работы, взглянуть на наблюдаемое в действительности прямо и трезво, а не ' Журиал «Коммунист», 1983. № 14. с. 108. ’ Материалы июньского (1983 г.) Пленума Ц К КПСС. с. 34. • К. М а р к с , Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 2, с. 146. через пресловутую «призму» евгеники, бо роться активно с негативными социальными явлениями, такими, как стяжательство, на рушения правопорядка, трудовой дисципли ны, пренебрежительное отношение к труду, разрыв между словом и делом, иждивенче ство у определенной части молодежи, об щественная пассивность, недостатки в идей но-политическом, военно-патриотич е с к о м воспитании. Они ' порождены не генами, и устранять их придется не путем «облагораживания» наследственности. Нужна серьезная, проду манная идеологическая деятельность. Эта работа ведется. Правда, она потребует нема лых усилий, чтобы развенчать, к примеру, .пошлое преклонение перед заграничной эти кеткой, ^фетишами-тряпками, идолами бур жуазной эстрады, бездумным увлечение.ч шлягерной западной музыкой, убогими тан цевальными ритмами. Они не так уж безо бидны, эти увлечения и развлечения, у них есть и свой разлагающий подтекст: замас кированная, поданная как бы в упаковке с заморской мишурой, проповедь секса, все дозволенности, эстетической глухоты и при митивности, образчиков все той же пресло вутой «массовой культуры», с помощью ко торой наш идейный противник стремится проникнуть в духовный мир молодежи, по влиять на него, изменить в угодном ему направлении. В воспитательной, работе нет мелочей. Все важно. В памяти всплыл факт. Недавно пришлось летать на нашем прекрасно.м воз душном лайнере, гордости советской авиа ции, которому трудно найти аналог в ми ровом авиастроении. Все в нем прекрасно, удобно, великолепно. Но вот прозвучало пожелание счастливого полета, и в салон полилась музыка. И что же? Зазвучали все те же набившие оскомину ритмы западных ансамблей — всевозможные «абба», «дис ко», «рокки», «шейки» и тому подобное — и ни одной отечественной мелодии. ' И я вспомнил, как один мой знакомый, побывавший в Греции, рассказывал, что там на внутренних авиарейсах в самолетах он слышал только народную музыку, песнч Микиса Теодоракиса. Пример, что и гово рить, заслуживающий подражания. Начатый разговор хотелось бы завершить словами о том, что рассмотренные книги лишь небольшая часть выпущенной литера туры, а затронутые вопросы — только ма лая толика тех больших проблем, которые необходимо решать в идеологической борь бе, резко обострившейся в последнее время, когда империализм готов поставить в своем безрассудстве на карту самое дорогое, что есть у человечества,— жизнь. Идеологиче ская борьба — не из легких, она требует больших знаний, революционной принципи альности, умения везде и во всем опираться на бессмертные идеи марксизма-ленинизма, брать на вооружение ленинскую методоло гию критики и разоблачения наших идей ных противников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2