Сибирские огни, 1984, № 6

торых советских ученьлх-обшествовелов: «Именно на этой почве и расцветает акаде­ мическое биологизаторство, своего рода животноводческий подход к человеку, столь несовместимые с принципами нашей науки и этики».' В «Коммунисте» приводятся письма и выступления тех, кто не согласен с точкой зрения академика Н. Дубинина,, высказыва­ емой им во многих монографиях и статьях, в том числе и в статье «Наследование био­ логическое и социальное» («Коммунист», 1980, № 11), в которых он подверг критике вульгарную биологизаторскую трактовку сущности человека. Читатель Е. Остапов, например, резко не согласен с тем, что «пси­ хика человека не может быть, найдена ни в функции генов, ни в функции нейронов по той простой причине, что ее уровень вышел за пределы биологии», как об этом пишет Н. Дубинин в упомянутой статье и в рецен­ зируемой книге. «По мнению Е. Остапова, «психика человека, к счастью(!)', не вышла за пределы биологии». И журнал справед­ ливо замечает: «О чем тут гово;рить? Оста­ ется лишь порекомендовать автору обра­ титься к школьным пособиям». Глубокую оценку марксистско-ленинского подхода к изучению сущности человека, верное направление дальнейшему развитию науки о нем дал июньский Пленум ЦК КПСС. «Вряд ли можно признать научными концепции,— говорил К. У. Черненко,— ко­ торые объясняют такие, например, качества, человека, как честность, смелость, порядоч­ ность, наличием «положительных» генов и фактически отрицают, что эти качества формируются социальной средой».^ Обоснование теоретических представле­ ний о социальной сущности человека, у г верждение марксистского положения, что человек «только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его при­ роды надо судить не по силе отдельных ин­ дивидуумов, а по силе всего общества»- под тверждают с новой силой идеи равенства, всестороннего развития личности, воспита­ ния в каждом генетически полноценном че­ ловеке активного творца коммунистических отношений. Эти идеи играют решающую роль в битве идей в современный период, дают направление (нахождение «основного звена».) в идеологической работе партии. И в этом ценность естественно-философских исследований академика Н. П. Дубинина и его последователей, которые на деле осу­ ществляют ленинскую мысль о нообходимо- сти органического союза философов и ес­ тествоиспытателей. Нельзя не сказать и еще об одной грани. Обоснование социального наследия позво­ ляет нам лучше оценить состояние идеоло­ гической работы, взглянуть на наблюдаемое в действительности прямо и трезво, а не ' Журиал «Коммунист», 1983. № 14. с. 108. ’ Материалы июньского (1983 г.) Пленума Ц К КПСС. с. 34. • К. М а р к с , Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 2, с. 146. через пресловутую «призму» евгеники, бо­ роться активно с негативными социальными явлениями, такими, как стяжательство, на­ рушения правопорядка, трудовой дисципли­ ны, пренебрежительное отношение к труду, разрыв между словом и делом, иждивенче­ ство у определенной части молодежи, об­ щественная пассивность, недостатки в идей­ но-политическом, военно-патриотич е с к о м воспитании. Они ' порождены не генами, и устранять их придется не путем «облагораживания» наследственности. Нужна серьезная, проду­ манная идеологическая деятельность. Эта работа ведется. Правда, она потребует нема­ лых усилий, чтобы развенчать, к примеру, .пошлое преклонение перед заграничной эти­ кеткой, ^фетишами-тряпками, идолами бур­ жуазной эстрады, бездумным увлечение.ч шлягерной западной музыкой, убогими тан­ цевальными ритмами. Они не так уж безо­ бидны, эти увлечения и развлечения, у них есть и свой разлагающий подтекст: замас­ кированная, поданная как бы в упаковке с заморской мишурой, проповедь секса, все­ дозволенности, эстетической глухоты и при­ митивности, образчиков все той же пресло­ вутой «массовой культуры», с помощью ко­ торой наш идейный противник стремится проникнуть в духовный мир молодежи, по­ влиять на него, изменить в угодном ему направлении. В воспитательной, работе нет мелочей. Все важно. В памяти всплыл факт. Недавно пришлось летать на нашем прекрасно.м воз­ душном лайнере, гордости советской авиа­ ции, которому трудно найти аналог в ми­ ровом авиастроении. Все в нем прекрасно, удобно, великолепно. Но вот прозвучало пожелание счастливого полета, и в салон полилась музыка. И что же? Зазвучали все те же набившие оскомину ритмы западных ансамблей — всевозможные «абба», «дис­ ко», «рокки», «шейки» и тому подобное — и ни одной отечественной мелодии. ' И я вспомнил, как один мой знакомый, побывавший в Греции, рассказывал, что там на внутренних авиарейсах в самолетах он слышал только народную музыку, песнч Микиса Теодоракиса. Пример, что и гово­ рить, заслуживающий подражания. Начатый разговор хотелось бы завершить словами о том, что рассмотренные книги лишь небольшая часть выпущенной литера­ туры, а затронутые вопросы — только ма­ лая толика тех больших проблем, которые необходимо решать в идеологической борь­ бе, резко обострившейся в последнее время, когда империализм готов поставить в своем безрассудстве на карту самое дорогое, что есть у человечества,— жизнь. Идеологиче­ ская борьба — не из легких, она требует больших знаний, революционной принципи­ альности, умения везде и во всем опираться на бессмертные идеи марксизма-ленинизма, брать на вооружение ленинскую методоло­ гию критики и разоблачения наших идей­ ных противников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2