Сибирские огни, 1984, № 6
казаться от современных сентиментальных отношений к преступнику, которыми зара жены все наши криминалисты... Где дело идет о спасении высшей расы от нападений и посягательств низшей, там не может быть места жалости». А вот еще одно. Современный буржуаз- . ный сторогаик евгенизма К. Лоренц пишет; «На нашей планете нет человека гуманно- го, его можно будет создать только при ус ловии изменения генетики человека». И даже такой серьезный ь^еный, как лау реат Нобелевской премий Г. Мёллер, неод нократно выдвигал и развивал идеи об ис пользовании выдающихся мужчин — лиде ров человеческой породы в качестве произ водителей для передачи их генов многим потомкам. С этой целью он всячески про пагандировал искусственное осеменение женщин. Мёллер считал, что таким путем можно добиться «неограниченного прогрес са генетической конструкции человека», оч даже предложил список выдающихся лиде ров, сперму которых следовало бы исполь зовать. В связи с этим вспоминается один из всероссийских семинаров общества «Зна ние», который проводился в 1974 году в г. Горьком. На нем выступал и И. Т. Фролов, бывший тогда редактором журнала «Вопро сы философии». Темой его доклада были глобальные проблемы человечества. Среди них он особо остановился на проблеме, ко торая встала перед генетиками мира,— на возможности вмешаться в генную «конст рукцию» человека с целью ее радикального изменения. Ведь многие ученые-генетики рисовали огромные возможности, большие перспективы; хотите — и будут рождаться выдающиеся ученые, хотите — просто жи вые роботы, умеющие лишь безропотно под чиняться сильным личностям мира сего... И вот на фоне этого прогнозируемого триумфа евгеники (т. е. теорий об улучше нии наследственности человека) прозвучали слова И. Т. Фролова о том, что генетики всего мира на недавнем своем конгрессе договорились, что изменения генетического кода в зародышевой клетке человека они делать не будут, а если и будут, то лишь затем, чтобы устранить последствия нега тивной наследственности (т. е. передающей какие-либо заболевания по наследственной линии), ибо открывающиеся горизонты в области генетики таят в себе такие неожи данности и в антропологическом, и в мо рально-нравственном, и в социальном пла не, которые сегодня трудно себе предста вить. И если вдуматься в эти слова, в это решение, принятое генетиками мира, то становится понятным гуманизм этого шага: наука о человеке, о его развитии не может пойти >по пути искусственного изменения его наследственности. Ибо наука о человеке не сводится только к открытиям в области генетики. Единая наука о человеке, по мыс ли Маркса, будет синтезом многих наук — естественных и общественных, с различных сторон изучающих человека. К. Маркс счи тал идеалом науки будущего такое ее со стояние, когда «естествознание включит в себя науку 6 человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя ес тествознание; это будет одна наука».' Ь к. М а р к с. Ф. Э н г е л ь е. Соч.. т. 42, с. 124. Со времени проведения упомянутого се минара прошло вот уже десять лет, но спо ры о сущности челомка, о том, от чего она зависит, в каком направлении вести науч ный поььск в создании всеобъемлющей тео рии о человеке, продолжаются. Они ведутся людьми разных профессий,-’подкльочаются к- диспуту и писатели-фантасты. Например, в романе А. Казанцева «Льды возвращают ся» хирург-генетик рассуждает так: «Быть может, в будущем, в век полного гуманиз ма, люди сочтут более гуманным уничто жить не весь организм преступника, а то в нем, что делает человека преступным... Я имею в виду ту запись кодом жизни, ко торая позволяла развиваться у человека античеловеческим чертам». Далее он обра щается уже непосредственно к преступнику; «Я изменю не только цвет ваших глаз, не только некоторые черты вашего лица, но и ваш преступный строй мыслей... Я переде- ■ лаю вашу нуклеиновую основу...». Что это, как не «переклад» на язык про зы, пусть и в фантастическом ключе, тех- мыслей ученых, которые видят в человеке прежде всего биологическое существо, при рода которого может быть изменена так же просто, как и природа, скажем, любого жи вотного (овцы, предположим, лошади, кури цы и т. п.). И от этой концепции уже сов сем не так далеко до мыслей об искус ственном создании представителей, так ска зать, «высшей расы», о том. что среда', об щество, окружение не такие уж существен ные факторы в формировании человека, что важны в судьбе человека, в развитии его как личностй не социальный строй, не об щественные отношения, а внутренняя «при рода» человека, его наследственные черты, которые, дескать, не так уж сложно ис править. Высказывания в пользу этой платформы всячески поощряются на буржуазном За паде. И ее апологеты не скупятся на эмо ции и похвалы в адрес евгеники. Предста витель этого направления Э. Майр скорбит о том, что прошло время, когда отдельные лидеры-вожди племени с их «умными» гена ми оставляли много потомков. Западный биологизатор Ф. Крик, вторя Э. Майру, без тени смущения утверждает, что младенца можно признать человеком лишь только после проверки его генов. Французский ученый Тейяр де- Шарден пишет о том, что он считает себя привер женцем к «благородной человеческой фор ме евгенизма», с помощью которой «на добровольной основе» путем постепенных изменений генофонда человечества, через биологическую перестройку популяций буд то бы можно добиться выведения «нового человека». То, что происходит на Западе, понятно; буржуазные социологи преследуют корыст но-классовые цели — пытаются опровергнуть известное марксистское положение о том, что сущность человека как «особой лично сти» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...» ' Но вызывает недо умение тот факт, как об этом недавно писал журнал «Коммунист», что недооценка классовой подоплеки высказываний буржу азных биологизаторов проявляется у неко ьк. М а р к с , Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. Ь, с. 242.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2