Сибирские огни, 1984, № 6
пустить революции (как? — А. С.), навя зать свою программу спасения западного мира от «опасности» коммунизма ' (какую программу? — А. С.). Новацки выдвигает комплекс реформ (каких? — А. С.) либе рально-буржуазного толка (? — А С .), ко торый и представляется им как «революция без революции».’ Вероятно, для специалистов в этой обла сти все понятно, но ведь книга может по пасть (а тираж это.позволяет) к человеку, который-хоть и интересуется политической жизнью, но недостаточно осведомлен о си туациях, складывающихся в США, и ему, естественно, захочется узнать- о них попод робнее, тем более, что он наткнулся на та кое сравнение — «сходная с Россией н ак а-. нуне Октябрьской революции», но, к сожа лению, убеждается, что дальше этого срав нения он ничего почерпнуть не может и тогда начинают возникать вопросы. Или еще одно высказывание: «Аргумен ты», с помощью которых западные «экспер ты» (имярек? — Д. С.) обосновывают (как? — Д. С.) тезис о «тревожных симпто: мах» во взаимоотношениях между много- численны.ми народа .ми Советского Союза (? — Д. С.), не^Отличаютея особой новиз ной. «Критики коммунизма» продолжают твердить старые (какие?— Д. С.), ставшие заклинанием тезисы об «угнетении» пред ставителей - нерусских народов, о сохране нии «системы 'колониального управления» (? — Д. С .), о «подавлении национальной самобытности» народов (? — Д. С.), об «экономической отсталости» национальных республик (что сие значит? — Д. С.), о кур се на «русификацию» национальной культу ры (в чем это выражается? — Д. С.), «ущемлении», «дискриминации» интересов нерусских народов и т. д.»^ Последняя цитата взята из книги, кото рая в целом производит неплохое впечатле ние, в ней есть что почерпнуть и пропаган дистам, и лекторам, и всем, кто интересует ся проблемами идеологической борьбы. Но в ней, к сожалению, встречаются и скоро говорки, и недомолвки, рассчитанные, веро ятно, на всезнающего, всеведающего читате ля, которому достаточно каких-то намеков, простых перечислений, и просто утвержде- ‘ Г. Е п я с к о п о с о в . Указ. соч., с. 62. ^ Б. И. К о р о л е в . Реальный социализм и идеологическая борьба. М., 1983, с. 32. ний без'особых доказательств, чтобы он все понял, осознал, приобрел убежденность. Но все не т.ак просто, как может пока заться на первый взгляд. И не так прост сам вопрос о национальных отношениях. В нашей стране многое сделано, чтобы лик видировать колониальное отношение с окра- ина.ми царской Роесии, утвердить равенство наций, воспитать у миллионов людей вели кие идеи интернациональной солидарности, развивать тенденцию расцвета и сближенич наций и народностей. Однако утверждать, что в этой сфере жизни нашей новой общно сти — советского народа — сделано все, что уже нет никаких проблем, никаких вопро сов, которые требовали бы своего решения, мы не можем. Здесь еще немало предстоит сделать, чтобы наши национальные отноше ния были еще более совершенными, отвеча ли бы задачам дальнейшего успешного раз вития нашего общества. 0 6 это.м говори.1 Ю. В. Андропов в докладе «Шестьдесят лет СССР». И есть ли надобность «сглаживать острые углы», замалчивать трудности? Ведь на этом играют наши враги, на наших трудностях и нерешенных проблемах пыта ются строить свои концепции и «прогнозы» буржуазные советологи. Июньский Пленум ЦК КПСС требует повышать аргументиро ванность, оперативность, привлекательность и публицистичность материалов. Учитывая это, обратимся снова к упоми навшейся книге «СССР, 100 вопросов и от ветов». В ней есть ответы и на вопросы по национальным отношениям. Судя по харак теру вопросов, их авторы находились под влиянием буржуазной пропаганды и не представляли реального положения дел в нашей стране. Но, к чести авторов книги, они не смутились тоном и характером во просов, а попытались обстоятельно и аргу ментированно ответить на них. Вот хотя бы один из таких «нетрадиционных» вопросов: «Соблюдается ли в СССР право наций на самоопределение, если до сих пор ни одна республика не решилась заявить о своем вы ходе из состава СССР?». Конечно, соблюдается, читаем мы в отве те. И все-таки не выходят! — скажете вы. Действительно, не выходят. Это объясняет ся серьезными историческими, политически ми и экономическими причинами. И в книге говорится о них кратко, лаконичным язы ком, но убедительно и правдиво. И в этом ценность пропаганды, ее боевой, наступа тельный характер. СОЦИАЛЬНОЕ ИЛИ БИОСОЦИАЛЬНОЕ? Кто есть человек? Как ему развиваться? Что у него наследственное, а что благопри обретенное— в общении с людьми, в осмыс лении социального опыта? Эти вопросы давно волнуют ученых — и социологов, и антропологов, и психологов, и биологов, и даже математиков и физиков. Может быть, потому, что сам по себе человек многолик: он и мореплаватель, и плотник, и космонавт, и математик, и слесарь, и мыслитель. А мо жет быть, потому, что он стремится, с тех пор как появился на свет, познать самого себя, и «сегодня, как никогда ранее,— верно подмечает И. Т. Фролов, доктор философ ских наук,— человечество сосредоточенно вглядывается в самого себя и порой как бы вновь открывает человека: не без радост ного изу.мления и даже восхищения, а зача. стую и горького разочарования...»*' Вглядываясь в себя самого, что же видит человек в своем собственном «зеркале»? Изображение это представляется разны.м ученым по-разному. Об этом мы читаем в книге «Генетика, поведение, ответствен ность», изданной Политиздатом в 1982 году (авторы Н. П. Дубинин, Н. Н. Карпец,. В. Н. Кудрявцев). Вот высказывание бур жуазного ученого, представителя социал- дарвинизма Ч. Ломброзо: «Мы должны от- ' И. Т. Ф р о л о в. Гкрсп«кти»ы челйвека. М., 1932. с. 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2