Сибирские огни, 1984, № 6
ни той науки, котору'.) сониш'^сты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни».’ Но как двигать? В основе творческого развития должна быть ьиарксистско-лениьь- ская методология; именно она создает це лостность, придает творческий характер ре волюционной теории, а без такого основа ния, как верно отмечали участники Все- * союзной конференции обществоведов, кото рая проходила в Новосибирске в октябре 1983 года, будет лишь «стремление теоре тиков буржуазии убить марксизм». И в этом плане прав Г. Епископосов, который утвер ждает: «Творческий поиск, однако, ничего общего не имеет с попытками различны\ ревизионистских идеологов под «флагом» развития марксизма пересмотреть его науч ные основы и фундаментальные положения, обосновать возможность множества вариан тов марксиз.ма , что лишь на руку противни кам марксизма, пытаться ослабить мировое коммунистическое движение, внести раскол в его ряды, поощрять националистические тенденции». Верно и то положение, что левые и пра вые оппортунисты различным образом, но льют одну воду на мельницу идеологиче ских противников марксизма, разными пу тями, но идут в одном направлении — про- • тив рев.олюционной теории, в ногу с анти коммунистическими концепциями. И кровавая трагедия в Ка..мпучии, развя занная полпотовцами под флагом «казар- ме^чного» коммунизма, и правореформисг- ские теории врастания социализма в капи тализм, если разобраться, — по существу, одного поля ягоды. Идеологический противник не прост, он хитер. Недаром на июньском (1983 г.) Пле нуме подчеркивалось, что мы «имеем дело с попытками организовать против нас на стоящую информационно-пропагандистскую интервенцию, что «психологическая войнч» ведется на самой высокой, можно сказать, истерической антисоветской, антикоммуни стической ноте».^ В этих условиях особую важность при обретают аргументированность, наступа тельный характер нашей критики антиком мунистических концепций. Доказательность, научность, полемический пафос, классовый подход, критика с позиций диалектического материализма — эти ленинские принципы верно ориентируют в борьбе с антикомму низмом, в какие бы наряды он ни рядился, под каким бы флагом ни выступал на поли тической арене. Образцом непримиримой борьбы за чи стоту марксистской теории, против много численных его противников как слева, так и справа, служат для нас произведения В. И. Ленина, в том числе и главный его философский труд «ьМатериализм и эмпи риокритицизм». Написанный в 1908 г., он и сегодня поражает нас и своей актуаль ностью, и глубоким анализом явлений и с<а- бытий в науке и общественной жизни, и вы- соьсими литературными, публицистическими качествами. Раскроем еще раз это произве дение, вчитаемся. «Энгельс показал Дюрин гу, что отрицание объективной реальности ' в. и. л е н и н. Поли. собр. соч.. т. 4 . с. 184. > Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. с. 52. Времени и пространства теоретически есть философская путаница, пра.ктически есть ка питуляция или беспомощность перед фиде измом. Теперь посмотрите на «учение» по сему предмету «новейшего позитивизма». У Маха читаем: «Пространство и время суть упорядоченные (или гармонизирован ные, шоЫ 5 еогс 1 пе 1 е) системы рядов ощуще ний» («Механика», 3-е нем. изд., стр. 498). Это — явная идеалистическая бессмыслица, неизбежно вытекающая из учения, что тела суть комплексы ощущений. Не челрвек со своими ощущениями существует в про странстве и времени, а пространство и вре мя существуют в человеке, зависят от чело века, порождаются человеком, вот что выхо дит у ^V\аxа»^. П)'сть читатель простит за столь длинную выдержку, она нам нужна была не сама по себе, а чтобы приоткрыть ленинскую лабо раторию критической мысли, направленной против врагов марксистского учения, в дан ном случае против представителя «новейше го позитивизма» Маха, пытавшегося опро вергнуть материалистические взгляды на пространство и время. В приведенном отрывке нас привлекает прежде всего глубокая научная доказатель ность. Она основана на диалектико-мате риалистическом принципе: раскрыть поло жения идейного противника, привести его точку зрения, познакомить с ней читателя, чтобы затем показать ее несостоятельность с материалистической философской точки зрения. Обратите внимание: «У Маха чи таем...» — и далее следует изложение взгля да субъективного идеалиста на такие фор мы существования материи, как простран ство и время. Затем дается оценка этого взгляда — «явная идеалистическая бессмыс лица». Читая эти слова, мы невольно ловим себя на мысли: как образно и точно сказа но, без всяких «экивоков», без обиняков. Четкая, отточенная формулировка и вместе — уничтожающая, саркастическая, остроум ная. И далее — доказательность, научное определение того, что мы прочли у Маха — «тела суть комплексы ощущений». Ленин ская критика убеждает, ибо она показыва ет, обнажает истоки антимарксистского уче ния, опираясь на высказывания Энгельса, которые он приводит. Обо всем этом, вероятно, не стоило бы так подробно рассказывать, если бы не встре чающаяся порой даже в очень солидных изданиях, где много верных н правильных мыслей, явная недостаточность обстоятель ного анализа, убедительности, доказатель ности. А ведь июньский Пленум ЦК КПСС подчеркнул следующее требование: «макси мум научности и максимум популярности».^ Иной раз концепции буржуазных идеоло гов не раскрываются, а просто перечисля ются «через запятую», о них говорят как о само собой разумеющемся абсурде, на ко торый не стоит тратить ни чернил, ни бума ги. А на самом деле? Вот, к примеру, такая фраза: «В. Новацки в книге «Революция без революции» считает, что в США создалась ситуация, сходная с Россией накануне Ок тябрьской революции (почему? — Л. С.). Но все это ему нужно для того, чтобы не до' в. и. л е н и н. Поли. собр. соч., т. 18. с. 184. ’ Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, с. 42.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2