Сибирские огни, 1984, № 6
старых городов наполнила твоочество Гришина новым философским содержани ем, углубила понимание эстетики совре менной жизни. ^ . Талацт — явление редкое. Я имею в ви ду — талант живописца. Чувство" цвета как абсолютный слух музыканта, никакой учебой и практикой не приобретешь. Или оно есть, или его нет. Творчество Гришина; многосторрнне Это и жанровые картины, и пейзаж, и графи ка, и портрет. Можно говорить о любой стороне его таланта, и в каждой, как в , ограненно.м камне, увидится свое мерцание. ■ • В тематических полотнах — это: утверж дение мужества характеров, черт, прису щих сильным людям. Это надежность-'и собранность человеческой воли. , В пейзаже — умение слышать состоя ние природы. А в последних работах — неистовость, цветовая исступленность. Может быть, Гришин сам не осознает, что самая творящая, созидающая сила его таланта проявляется в восприятии природы, в создании пейзажа. . В какие бы минуты его творческого подъема или спада,— так хочется назвать дни духовной неуверенности, сопровож дающейся трудным процессом самоут верждения,— Гришин . ни приступал пи сать природу, ему всегда сопутствовал ус пех. Если в жанровых картинах Гришин нап рягает творческое усилие, то в пейзаже, на протяжении всей его. жизни, он всегда естествен и свободен. Он зависит от при роды как от слова, как от дыхания. Его пейзажи' — это суть его творческого су ществования. И природа призывает его не столько вещным, видовым, сколько оду шевленным состоянием. Между природой и художником всегда явлена духовная яс ность. И у природы, и у художника ду ховный контакт. В пейзажах Гришина чув ствуется состояние полного приятия покоя или буйного восторга перед ее движением.- Кисть его или бережна к тишине, или ро мантизирует всполох света и ветра. Гри шин не сторонний соглядатай природы, он сам весь в стихии. Поэтому так действен ны его пейзажи. Наедине с его пейзажами не бываешь одинок. Они не гнетут, какое бы состояние в них ни пёредаба.чось, а облагораживают чувства: Такое уж йх наполнение. Таков мир художника. Пожалуй, мало кто из современных жи вописцев, и не только новосибирцев, наде лен еще способностью с таким цветовым напряжением писать тело женщины, бе лизну снега, серебристую тяжесть развер нутых, запрокинутых ветром ив. И я не ' побоюсь сказать здесь о Гришине высокое слово. Цвет Гришина, его интенсивность — неповторимы. О портретах его можно говорить много и обстоятельно. «Портрет матери», «Портрет жены», «Портрет дочери», «Девочка в сарафане», ' «Портрет заслуженного пилота СССР В. М. Купало», «Портрет учителя физи ки» — все его работы действенны. Глав ным в них является наличие внутренней энергии. , Энергия доброты лица матери, энергия рук пилота, таинство и энергия чувств де- 10 Сибирски* огни № 6 вочки, с извечной жаждой любвк изной, раскрываюьдейся женской души. Поэто.му так трудно отрываться от прекрасного взгляда «Девочки в сарафане»., Гришину доступен сложный психоло.изм человека. А как сам Гришин относится к своему творчеству? Осознает ли в себе наличие таланта, который ему подвластен? Для ответа хочется. привести один его разговор со студентом НЭТИ, пришедшим на занятия в изостудию при Доме культу ры имени Горького. Александр Семенович вел в ней уроки несколько лет. Сначала немного о студии. Занятия там были хорошо поставлены. Удалось полу чить зал, обставить его гипсов ы.ми слеп ками с классических фигур для рабочих постановок. Гришин- заказал нх в Новоси бирском строительном институте. Студийцы в многолетних и настойчивых поисках сумели уговорить директора До- мя культуры пригласить руководителем студии Гришина. «Почем-у именно ме ня?» — спросил он как-то при откровен ном разговоре. «Ваш «Автопортрет» на выставке увидели и решили: другого ру ководителя нам не надо». «Гак вот, пришел со своим другом на занятия новый студиец — студент' НЭГИ. Начитанный, эрудированный, независимый- На студийных занятиях развел такую «са мостоятельность»... «Сальвадор Дали». «Лентулов». Я спросил: что это? Поста новка совсем же другая. А он: «Почему у нас узаконен только реалистический стиль? .А вот чтобы получить больший эмоцио нальный эффект в живописи, нельзя ли нарезать треугольники из цветной бума ги и их раскладывать соответствующим . образом, не больше ли я проявлю в этом искусства, чем вот над этим правдоподо бием натюрморта?» Гришин выслушал и сказал; «У меня ты учиться не будешь». -— Почему,— опешил студент. — Раскладывать цветные бумажки иди .хотя бы... к дизайнерам. Сальвадор Дали, Лентулов у тебя «боги». Учатся ведь голь- ко у авторитетов, правда? Я для тебя ни чего не значу. Зачем же ты ко мне при шел? А я — Гришин Я ученические этапы прошел и в свои.х работах к «школе» до бавил еще что-то свое. Гы это не видишь и не готов брать. Иди к Дали. На его отчетной выставке, посвященной двадцатилетию творчества, на пресс-кон ференции. длившейся около трех часов, присутствовали зарубежные гости. Среди гостей была президент клуба прогрессивных художников в Нью-Йорке, Элен Перло. Элен Перло задала Гришину вопрос: «Вы интересный и нетрадиционный худож ник. Ответьте, не встречаете ли вы труд ности в своей работе? Как обстоит дело со свободой творчества в вашей стране?» Гришин ответил: «Я знаю, вы были в на шем академическом городке, посетили вы ставку народного художника Молдавской ССР Греку. Греку тяготеет к условному, абстрактному отражению жизни. Мне же дорог реальный мир в цветном, поэтиче ском преломлении. Вне реального мира я красоту не приемлю- И эти два направле-. ния в советском изобразительном ис кусстве, как видите сами, спокойно сосу ществуют. Две выставки, моя и Греку,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2