Сибирские огни, 1984, № 6
в нарочитости композиции есть неправда. Отсюда и холодное восприятие, хотя ху дожник дает эмоциональную информацию о них. Завершив итоговую картину, Тришин вышел из похмельного мира танца трез вым и... никакой идеей не заряженным. В душе ничто не сформировалось. При р аз говоре с людьми языком изобразительного искусства, как он уже был подготовлен понимать его, ему нечем было делиться. Тема балета не обогатила значимой фило софией душу художника. Хотя в картине «В артистическом фойе» было продемонстрировано незаурядное ма стерство живописца, картина эта уже не удовлетворяла и самого художника. Для Тришина и красота должна быть напол нена социальным смыслом. А идейный смысл не улавливался. Довольствоваться малым Тришин уже не умел, а большого — не было. Что-то в душе было израсхо довано, исчерпано. ...К этой поездке Александр Семенович готовился основательно. Ему хотелось про ехать по «Золотому кольцу». Что с собой взять? Чем работать в путевых условиях? Акварелью? Маслом? Темперой? Темпера при работе дает непредвиден ный цвет: к работе с ней необходимо при выкать. Акварель — легкий, прозрачный материал. На акварель нужно настроить себя, а легкости не было. Маслом привычнее. В этом материале он чувствует себя увереннее. Приготовил картон, кисти, этюдник. Как поработается в этой поездке? С чем он вернется? Как практически все ор ганизовать? Один товарищ из Союза был на Севе ре. Привез «видочки». Но не привез «С е вера». О впечатлениях, возникших там, в этой поездке, Тришин рассказывает так: — Еду по «Золотому кольцу». Старина. Церкви, соборы. Купола позолоченные. История. Все это в альбомах видал. И вдруг город Галич. Старый русский го род, маленький и ни на что до сего време ни для меня не похожий. Забытая Русь. Дыра. А для меня этот русский город — другая планета. Оторопь взяла. Во мне какое-то щемящее чувство узнавания. Будто я уже здесь когда-то был. Будто я начался здесь давно, давно. И вышел от сюда. Неисчезнувшая старина. Это все на стоящее. Не тронуто. А все остальное по «Кольцу» раскрашено. Я остался в Галиче. Пошел к городскому начальству. Устро ился в гостинице. Городские власти пред ложили колхозников порисовать, передо вых людей. «Ладно,— сказал.— Посмот рим. Может, порисую». Сначала ходил по окрестностям. Один. Уставший и притихший. Не знаю, что со мной делалось. Ужас. Понимаешь... Ново сибирск — огромный, грохочущий город. Работяга. А здесь ничего даже туристы не истоптали. В самых укромных уголках нигде ни одной консервной банки не бро шено. Я чувствую какую-то большую встречу: мечта сбылась. Вороны летают над разрушающимся собором. Задворки России. А я не на задворках, а на какой- то главной памяти. Пришло другое напол нение души. Я ни о чем не знал, а ведь это здесь мои века прошли. Стоят нетро нутые временем. Когда я с ними встретил ся! С каким опозданием! Меня разрывала Русь. Извечная сила ее. Хожу и думаю: это буду писать вече ром, на закате солнца, это — утром. И не этюды буду писать, а сразу «Вещь»,— не знаю, как определить сейчас то пред чувствие. По десятку километров проходил. От правлялся часа в четыре до восхода солн ца, возвращался после захода. Питался ягодой или молоком в соседних деревнях. Остановился раз у молодой еще ржи. Чистенькая, тихая под солнцем. Я лег в нее и проспал весь день. Потом начал ра ботать. В этой поездке Тришин увидел и дру гие старые русские города: Углич, Пухло му... За двадцать четыре дня сделал он двад цать одну живописную работу и тридцать рисунков. Он писал и рисовал палату царевича Дмитрия, торговые ряды в Чухломе, Ры бацкую слободу на Галичском озере. Устоявшаяся, неповторимая архитектура XVIII века русских городов, причудливая кирпичная кладка и потемневшие бревна домов, украшенных деревянными узорами, захватили воображение. В соборах виделось художнику не куль товое, не религиозное явление, а материа лизованная сила души народа. И ему ка залось там, что он полнится этой силой и что творческая судьба предопределила ему быть связующим звеном между ста рой и новой русской культурой. Светлые соборы рождали серьезные и большие чувства. Он понял, что, если решаешься разговаривать с людьми своим искусст вом, нельзя мельчить. И художник, если он настоящий художник, должен всегда быть достойным величия чувств своего народа. И в «Поярковых звонах» видится ему «состояние» тревоги и радости навсегда разлившегося в истории народного духа. — «Церковь Василия Великого», «Храм архангела Михаила», Собор «Преображе ние», «Вечер в Галиче». Пишу и не остав ляет мысль: а ведь эти разрушающиеся наши соборы — это не просто соборы. Это... над Великой историей нашей пти цы тревогу орут... «Умирающий хутор». Понимаешь, дерев ня разрушается. Исчезает. Избы — дере во почерневшее. Окон нет. Жуть. Не могу над этими избами голубое небо писать. Вечером в Галиче небо серое, густое. Его можно не написать, а «сколотить», на брать его цвет. И я искал. Делал «пло скость». Писал не натуру, а свое чувство. Включалась ли в работу рациональная энергия? В какой-то мере, да. Скажем, стоят вечером земля и храмы как застыв шая лава. И лава, и — не совсем. Это сложное чувство. Ум соизмеряет восприя тие. Живопись как музыка. Они парал лельны в своем потоке. Иногда восприятие их перемешивается. А как, этого не объяс нишь... Встреча с русской историе,! а образе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2