Сибирские огни, 1984, № 6
соту не только в природе, но и в человеке Он создает женские портреты. Импульсом к новой работе был заказ- написать картину о балете. Началась новая линия в творчестве Три- шина. Его захватил этот мир — мир нежно сти, мир робости, беззащитности, мир естественности. Неповторимая красота те- * ла женщины. Пачки — эти многослойные воздушные юбки танцовщиц, плавные движения рук, высокие прически, длинные и прекрасные шейки — что он перед этим миром со своей жесткой кистью, написавшей лома ные складки брезентовых роб! Наплывали, толпились, мешали образы танцовщиц Де га, Тулуз-Лотрека с их исступленными пируэтами, бурными импровизациями. А его не отпускала высокая нежность рус ского балета. Гришин приходил на репетиции балерин и при взгляде на них чувствовал, как под чиняют его текучие линии их крадущихся походок, движений, танца. Но как скомпоновать это постоянно льющееся движение? Этого он не знает. Он делает бесконечные подготовитель ные работы для картины, в пластике ри сунка хочет передать музыку движений и пишет композицию «Ритмы». В компози ции метельная круговерть танца. Летящие руки, причудливые лукавые повороты, за гадочность поз и глаз, пестрая пена юбо чек вокруг бедер — и все это кружение в единой мелодии, которую задает ут кнувшийся в рояль и не видящий лью щейся вокруг него красоты музыкант. Он пишет эскиз к картине «Жар-птицы». В названии эскиза впервые подсознатель но обозначилась тема, в этом — и харак теры, и игра. И условность танца, и жен ское обаяние. «Балерины у станка» — и руки, и позы — танец и... труд до изнеможения. Гришин воплощает свое восхищение в беглых набросках, скорых эскизах. Приостановив себя, внимательно рас сматривает и неспешно прописывает круп ным планом, приблизив к зрителю, бале рину в индивидуальном портретном пла не. Холст называет «Усталость». Общением с натурой Гришин подготав ливает себя к главной цели — написанию картины о балеринах. Вскоре картину эту заканчивает. Назы вает ее «В артистическом фойе». Еще раз приходится обращаться к тай нам искусства. Не уловлено, когда и как рождается цельный образ повести, симфонии, карти ны. Сразу в минуты первого озарения, или первый импульс дает только идею, а потом, в процессе медленных и мучитель ных поисков из разрозненных фрагментов оформляется произведение в окончатель ный образ? Художники могут утверждать — и так и так бывает. Зарождение всех истинных произведений — вне логики. По этому они несут на себе печать не уста новленных канонов, а индивидуальность творца, его духовную единственность. Иногда, при самом пристальном вглядыва- нии в себя, художник не объяснит, какие ассоциации руководили им, вели к выбору тех или других решений. При объяснении он будет все придумывать, кружась около истины, так и не определив ее. Рассматривая картину Гришина «В ар тистическом фойе», чувствуешь его береж ное, благоговейное преклонение перед му зами танца, чувствуешь, за что Гришин любит каждую из изображенных на кар тине балерин. Вот танцовщица перед зеркалом, пока занная спиной к зрителю. Прихорашива ется. Она обязана быть красивой потому, что цель ее существования на сцене — демонстрировать прекрасное. Она чуть от кинулась назад. Сквозь прозрачную пачку (ох уж этот Гришин), проглядывает ее тоненькая, ладная, миниатюрная фигурка. Умеет Гришин неясно какой тоновой и световой иллюзией сквозь кисею выявить даже красоту ее ножек. У балерины, являющейся центром кар тины,^ с тщательно прорисованной, как бы сбитой живописной фактурой, улавливает ся начало движения, того неуловимого триумфального вращения, которое всегда захватывает зрителя. Третья оперлась на пальцы ноги — это обязательная позиция танца. Сколько раз такое виделось у станка. Каждый жест — неожиданность, каждый жест — изящест во. А вот балерина поправляет свою голов ку. Какие же у нее естественные, неза ученные, кошачьи движения рук. Отрешив шись на минуту от предстоящего танца, она в своем милом жесте — не балерина, она — женщина. Балерина, надевающая пуанты, сильная, натренированная, не столько жрица лег кой музы, сколько спортсменка. Это видит ся при ближайшем, направленном рас сматривании, А когда явится она в стихни танца — зрители увидят невесомость, лег кость движений, которые пришли к ней через каждодневный и невероятно тяже лый труд. Это непроизвольно увидел и отметил Гришин. В умело скомпонованной группке тан цовщиц, справа, привлекает внимание си дящая на скамейке, задумавшаяся, ушед шая в себя юная балерина. Осознанно или бессознательно Гришин придал ей черты египетской богини. Это через века повто рившаяся Нефертити. Изящен профиль ее липа, плавна и певу ча линия ее удлиненной шеи, спины, рук В трепетной фигурке сибирской балерьь- ны Гришин с тонким музыкальным ощу щением мелодии спел ее зрительный об раз. Непосредственное чувство, любовь к каждой балерине — все это так. Но... В картине «В артистическом фойе» каж дая балерина пребывает в своем мире Каждая в отдельности они естественны, А сведенные художником вместе они как бы демонстрируют друг перед другом ра бочие элементы танца. Они зафиксирова ны художником в театральности поз. Ни какая мысль и общее чувство не объеди няют их. Свою любовь к каждому образу Гришин не сумел собрать в единый, зна чимый образ композиции в ее естествен ной духовной цельности. Балерины в фойе, если бы показывались их реальные будни, не могут быть в таком качестве, в каком художник принудил их пребывать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2