Сибирские огни, 1984, № 6
ставках: второй зональной «Сибирь со циалистическая» в городе Омске и юби лейной в Новосибирске. Картина «Хокке исты» была удостоена самой высокой чес ти— она представляла советское изобра зительное искусство за рубежом. «Хокке исты» участвовали в международной вы ставке в Мехико (1968). Это был заслу женный успех новосибирского художника. У Тришина состоялись уже три больших картины, хорошо принятые зрителями, жи вописные достоинства которых отмечены художниками и прессой. Правда, среди ху дожников велись о них горячие споры. Уж очень все они различны по живопис ным средствам. В «Пожарниках» широкое письмо, обед ненный сероватый колорит, жесткая леп ка фактуры. В «Хоккеистах» лаконичное фресковое решение фигур на плоскости, яркий, на сыщенный цвет — Тришин искал и утвер ждал свой язык в живописи, свои вырази тельные средства. И уже сам знал, что набрал силу- В новой картине, к которой ему хоте лось теперь подойти, он мечтал показать себя не отстраненным художником, а лич но открыться, исповедаться, придать но вой работе большую социальную нагруз ку. Общо о человеке он уже сказал свое слово. Художник честного, бескомпромис сного сердца, он хотел остановить внима ние на чувстве, беспокоящем его. До этого картины его были многофи гурны. Композиционно ни один персонаж не мог брать на себя главную эмоцио нальную нагрузку. Значимой темы для вы ражения своей идеи долго не находилось. И Тришин привел себя к единственному человеку, с которым ему хотелось бы по быть рядом в минуты тревог, к Ленину. Он создает картину «Вечно с ним» (1969 г.). Полотно вертикальное. У мраморной стены Мавзолея стоит на главном посту красноармеец в шлеме и длинной шинели того первого образца. Образ красноар мейца монументальный, почти скульптур ный. Лицо сосредоточено на глубокой и нелегкой думе. Глаза смотрят вдаль. Но даль перед ним — только стена Мавзо лея. Это скорее взгляд в себя, взгляд к нему, к Ленину. К нему же, к Ленину, от Исторического музея по Красной площади движется не скончаемая очередь, поток людей. Ничто в картине не отвлекает от мысли красноармейца. Винтовка, приставленная к ноге, прямая, будто натянутая, прига шенная цветом внизу, сверкающая сталью штыка у самого лица, тоже направляет зрение к главной думе. Даже рука не от влекает внимания: она не сжимает, а только чуть придерживает винтовку. В картине монументальный обобщенный образ красноармейца, с аскетичным ли цом, обобщенная монолитная очередь к Ленину и обобщенные российские облака над Москвой. Неожиданная судьба ожидала эту кар тину. Она была выставлена на третьей зональ ной выставке «Сибирь социалистическая» в Красноярске. Перед самым открытием, по чьему-то указанию, картина была снята. Об этом решении художнику не сообщили и ниче го не объяснили. Чье-то субъективное во левое распоряжение решило ее судьбу. Всегда ранимый, художник Тришин остал-. СЯ один со своей растерянностью. Сейчас, по прошествии времени, карти на оценена по достоинству: она приобрете на Министерством культуры РСФСР. Это произведение Тришина важно для понимания гражданских и творческих принципов художника. Но в искусстве, это неоднократно дока зывал вековой опыт художников, нельзя без конца эксплуатировать свои найден ные и отраженные когда-то образы. Тришин пишет большую работу «Си бирь строится». На картине снова вызывающий посто янное уважение художника человек труда. Рабочие жесткие робы, тщательно выпи санные, крупные ботинки. Налицо уже оп робованные приемы и детали, принесшие однажды успех. Но движения рабочих застывшие, остановившиеся. Нет в них экспрессии асфальтировщиков и напряжен ного достоинства пожарников. Рабочие на новой картине статичны, позируют. Кисть художника не трепетна. Его энергия не сообщается равнодушно занимающимся скучным делом строителям. У новых сиби ряков Тришина нет живой души. Чувствуя это, надсаживая себя, пере напрягая работу цветом, Тришин добро совестно работает над каждым сантимет ром холста, а приложить свое культовое пристрастие к цвету было где: строители устанавливают мозаичные плиты на стену, но результат усилий был предрешен: го рящее ярким цветом детище оказалось мертворожденным. Сработала инерция. Художник в этой картине уже не решал никаких новых проблем — ни граждан ских, ни творческих. Остановка. Кризис. Тришин еще не хочет себе признаться в этом. Он болезненно реагирует на нелест ные выступления прессы того времени но сознание творческого неблагополучия за ставляет заглянуть в себя. И... с полотном «Сибирь строится» завершается цикл те матических картин Тришина и его дань господствовавшему в те годы в изобрази тельном искусстве «суровому стилю». Именно в это время появляется его вто рой «Автопортрет» (1975 г.). Он сильно разнится с первым. В нем нет вызова жизни первого автопортрета. Здесь ху дожник на подвижном, пестром, разле тающемся фоне открыто предстает перед людьми. И в глазах, почти как у того красноармейца, только не остановившихся, а слезных в беспомощности своей, напря женная и не разрешаемая мысль. (Порт рет приобретен Новосибирской картинной галереей). Что врачует его духовную усталость? Как всегда, параллельно с работой над жанровыми картинами, Тришин пишет лю бимую природу, «Гроза прошла», «И сно ва солнце», «Узоры берез», «Весенняя фантазия», «Ветер», «Дачки», «Рябинка» Работа над сибирской природой — инъекция бодрости. , Но Гришину необходимо находить кра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2