Сибирские огни, 1984, № 6

ставках: второй зональной «Сибирь со­ циалистическая» в городе Омске и юби­ лейной в Новосибирске. Картина «Хокке­ исты» была удостоена самой высокой чес­ ти— она представляла советское изобра­ зительное искусство за рубежом. «Хокке­ исты» участвовали в международной вы­ ставке в Мехико (1968). Это был заслу­ женный успех новосибирского художника. У Тришина состоялись уже три больших картины, хорошо принятые зрителями, жи­ вописные достоинства которых отмечены художниками и прессой. Правда, среди ху­ дожников велись о них горячие споры. Уж очень все они различны по живопис­ ным средствам. В «Пожарниках» широкое письмо, обед­ ненный сероватый колорит, жесткая леп­ ка фактуры. В «Хоккеистах» лаконичное фресковое решение фигур на плоскости, яркий, на­ сыщенный цвет — Тришин искал и утвер­ ждал свой язык в живописи, свои вырази­ тельные средства. И уже сам знал, что набрал силу- В новой картине, к которой ему хоте­ лось теперь подойти, он мечтал показать себя не отстраненным художником, а лич­ но открыться, исповедаться, придать но­ вой работе большую социальную нагруз­ ку. Общо о человеке он уже сказал свое слово. Художник честного, бескомпромис­ сного сердца, он хотел остановить внима­ ние на чувстве, беспокоящем его. До этого картины его были многофи­ гурны. Композиционно ни один персонаж не мог брать на себя главную эмоцио­ нальную нагрузку. Значимой темы для вы­ ражения своей идеи долго не находилось. И Тришин привел себя к единственному человеку, с которым ему хотелось бы по­ быть рядом в минуты тревог, к Ленину. Он создает картину «Вечно с ним» (1969 г.). Полотно вертикальное. У мраморной стены Мавзолея стоит на главном посту красноармеец в шлеме и длинной шинели того первого образца. Образ красноар­ мейца монументальный, почти скульптур­ ный. Лицо сосредоточено на глубокой и нелегкой думе. Глаза смотрят вдаль. Но даль перед ним — только стена Мавзо­ лея. Это скорее взгляд в себя, взгляд к нему, к Ленину. К нему же, к Ленину, от Исторического музея по Красной площади движется не­ скончаемая очередь, поток людей. Ничто в картине не отвлекает от мысли красноармейца. Винтовка, приставленная к ноге, прямая, будто натянутая, прига­ шенная цветом внизу, сверкающая сталью штыка у самого лица, тоже направляет зрение к главной думе. Даже рука не от­ влекает внимания: она не сжимает, а только чуть придерживает винтовку. В картине монументальный обобщенный образ красноармейца, с аскетичным ли­ цом, обобщенная монолитная очередь к Ленину и обобщенные российские облака над Москвой. Неожиданная судьба ожидала эту кар­ тину. Она была выставлена на третьей зональ­ ной выставке «Сибирь социалистическая» в Красноярске. Перед самым открытием, по чьему-то указанию, картина была снята. Об этом решении художнику не сообщили и ниче­ го не объяснили. Чье-то субъективное во­ левое распоряжение решило ее судьбу. Всегда ранимый, художник Тришин остал-. СЯ один со своей растерянностью. Сейчас, по прошествии времени, карти­ на оценена по достоинству: она приобрете­ на Министерством культуры РСФСР. Это произведение Тришина важно для понимания гражданских и творческих принципов художника. Но в искусстве, это неоднократно дока­ зывал вековой опыт художников, нельзя без конца эксплуатировать свои найден­ ные и отраженные когда-то образы. Тришин пишет большую работу «Си­ бирь строится». На картине снова вызывающий посто­ янное уважение художника человек труда. Рабочие жесткие робы, тщательно выпи­ санные, крупные ботинки. Налицо уже оп­ робованные приемы и детали, принесшие однажды успех. Но движения рабочих застывшие, остановившиеся. Нет в них экспрессии асфальтировщиков и напряжен­ ного достоинства пожарников. Рабочие на новой картине статичны, позируют. Кисть художника не трепетна. Его энергия не сообщается равнодушно занимающимся скучным делом строителям. У новых сиби­ ряков Тришина нет живой души. Чувствуя это, надсаживая себя, пере­ напрягая работу цветом, Тришин добро­ совестно работает над каждым сантимет­ ром холста, а приложить свое культовое пристрастие к цвету было где: строители устанавливают мозаичные плиты на стену, но результат усилий был предрешен: го­ рящее ярким цветом детище оказалось мертворожденным. Сработала инерция. Художник в этой картине уже не решал никаких новых проблем — ни граждан­ ских, ни творческих. Остановка. Кризис. Тришин еще не хочет себе признаться в этом. Он болезненно реагирует на нелест­ ные выступления прессы того времени но сознание творческого неблагополучия за ­ ставляет заглянуть в себя. И... с полотном «Сибирь строится» завершается цикл те­ матических картин Тришина и его дань господствовавшему в те годы в изобрази­ тельном искусстве «суровому стилю». Именно в это время появляется его вто­ рой «Автопортрет» (1975 г.). Он сильно разнится с первым. В нем нет вызова жизни первого автопортрета. Здесь ху­ дожник на подвижном, пестром, разле­ тающемся фоне открыто предстает перед людьми. И в глазах, почти как у того красноармейца, только не остановившихся, а слезных в беспомощности своей, напря­ женная и не разрешаемая мысль. (Порт­ рет приобретен Новосибирской картинной галереей). Что врачует его духовную усталость? Как всегда, параллельно с работой над жанровыми картинами, Тришин пишет лю­ бимую природу, «Гроза прошла», «И сно­ ва солнце», «Узоры берез», «Весенняя фантазия», «Ветер», «Дачки», «Рябинка» Работа над сибирской природой — инъекция бодрости. , Но Гришину необходимо находить кра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2