Сибирские огни, 1984, № 6

физическую силу, отключился от напряже­ ния. По его усталому лицу можно опреде­ лить, какую неимоверную трудную работу проделали они. Пожарники Гришина — фронтовики. Чувствуется это по их муж­ скому единению. Тем удивительнее пони­ мать, как точно почувствовал Тришин их общий социальный образ. Образами пожарников Тришин реализо- ь»? вал свою потребность утвердить муже­ ственного и красивого человека. И живопись картины энергичная, грубая, монохромная. Ассоциации вой^ ны, ассоциации работы, после кото­ рой у пожарников наступил отбой, не вызывали радостного, праздничного цвета. В композиции все подчинено единственной цели, отвечающей творческому настрою художника: показать волю к жесткость характеров. Отсюда напор и энергия письма, строгость колорита. В 1964 году Александр Тришин на пер­ вой зональной выставке «Сибирь социалис­ тическая» в городе Новосибирске показы­ вает свою картину «Пожарники. Отбой». И успех. Большой. Серьезный. О картине похвально отзывается прес­ са. Монументальную трактовку образов, свободную живописную пластику отме­ чают авторитетные художники. «Пожар- ^ ники» Тришина стали' заметным явлением в искусстве Сибири. С этой картины Александр Тришин входит в число веду­ щих художников Новосибирска. В 1964 году Тришина принимают в чле­ ны Союза художников СССР. Начинаются самые плодотворные, счаст­ ливые годы для Тришина. За решение творческих задач он берется уверенно. Живопись его раскрепощена и свободна. За эти годы он создает два своих, пожа­ луй, самых известных полотна — «Хоккеис­ ты» и «Асфальтировщики». Если в «Пожарниках» Тришин увидел суровые будни человека, то ему, открыто­ му жизни, был знаком человек и в своей радости, в часы праздников. Он слышал неоднократно и улавливал в ярких огнях вечернего стадиона над городом радост­ ный и взрывной гул болельщиков, собран­ ных хоккеем. И этот гул тоже жил в нем своей силой. И энергия игры в его серд­ це просилась выплеснуться на полотно. Она была яркого, отличного от серых буд­ ней, праздничного цвета. Это предположительное прочтение на­ строения художника высказано для того, чтобы понять, как подходил он к своей новой работе, совершенно противополож­ ной той, которую только что закончил. Новая его работа — это эмоциональный полюс. Тришин пишет картину — портрет .хок­ кейной команды «Сибирь». Композиционное чутье,— а Тришину при­ шлось решать в многофигурной компози­ ции сложные задачи — лаконичный цвет, смелое сочетание оранжевого, охристого, синего цветов костюмов, зелено-голубой лед, лица молодых парней делают эту картину радостной. В показе хоккеистов Тришин отказался от изображения «игрового состояния» матчевой борьбы. Ведь хоккеисты в игре в бескояечном движении. Какому из них отдать предпочтение? Какое приостано­ вить? Каждое движение имело право быть главным и растворяло цельное впечатле­ ние от монолитной силы. Тришину виделись в команде не разреженные ряды в сраже­ нии, а единая общая самоотверженность, непробиваемость. И эта «цельность» вос­ приятия команды Тришиным найдена и показана: на картине стена из витязей. «Момент победы». Победы игровой — от­ сюда улыбки игроков, свет, торжество. Не сразу осознаешь тайну воздействия этой картины. Все в ней кажется просто. Но откуда приходит это далекое слово «дружина»? По ассоциации рядом с ним встает знакомый и торжественный цвет: синий, золотой, зелено-голубой. И не­ ожиданно озаряет: это же от русской ико­ ны! Вот почему от молодых современни­ ков в хоккейных доспехах веет глубоко национальной, рублевской одухотворен­ ностью. В картине «Пожарники» явлено му­ жество силы, в картине «Хоккеисты» — праздник силы. Следом за «Хоккеистами» — новая кар­ тина «Асфальтировщики». Если в «Пожарника.х» и «Хоккеистах» люди с их индивидуальностью и характе­ ром показаны как бы в мпнуты покоя, статики, остановленные мгновением, когда художнику необходимо рассмотреть их, то в «Асфальтировщиках» люди раскрыва­ ются непосредственно в движении, труде. Все в картине «Асфальтировщики» на­ пряжено; тела, спины, лица, мышцы, руки, отбойный молоток, что врезается в твердь асфальта под руками огромными и силь­ ными, как пудовые гири. Напряжены даже шланги. По ним, пружинисто изогнутым, приподнятым сжатой силой воздуха, до иллюзии ощутимо, какие струи бьются в этих шлангах и какой мощью управляют загорелые до горячей черноты дорожные титаны. Тришин восторгается красотой работы, умением отдаваться труду, действию. Ас­ фальтировщики— это боги дела. Труд не изнуряет их, а доставляет удовольствие. Все в картине подчинено устремлению ху­ дожника проследить в человеке правду ощущения радости от работы. СЗбнаженный асфальтировщик орудует рвущимся в его руках молотком. Мощны его лопатки, твердо опирается он на силь­ ные, далеко расставленные ноги. Тришин так вещно чувствует силу этих ног в тяже­ лых ботинках, что не может сдержать се­ бя, рисуя эти ботинки, невольно укрупня­ ет их. Кажется даже, что художник со­ знательно уделил особое внимание ногам асфальтировщиков, чем крепко поставил их на землю, сконцентрировав уверенную силу стоящего на земле рабочего челове­ ка. Асфальтировщиков Тришина ничто не собьет в жизни. Плотный, полно набран­ ный цвет придает напряжение картине. Новые герои художника умеют строить. У них за спиной освещенные теплым за­ катным солнцем новые массивы города. Во всех трех картинах — «Пожарники», «Хоккеисты», «Асфальтировщики» Тришин нашел своего героя — человека сильного и деятельного. Картины «Хоккеисты» я «Асфальтьфов- щики» закончены в 1967 году. В этом же году Тришин участвует сразу ка двух вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2