Сибирские огни, 1984, № 6
физическую силу, отключился от напряже ния. По его усталому лицу можно опреде лить, какую неимоверную трудную работу проделали они. Пожарники Гришина — фронтовики. Чувствуется это по их муж скому единению. Тем удивительнее пони мать, как точно почувствовал Тришин их общий социальный образ. Образами пожарников Тришин реализо- ь»? вал свою потребность утвердить муже ственного и красивого человека. И живопись картины энергичная, грубая, монохромная. Ассоциации вой^ ны, ассоциации работы, после кото рой у пожарников наступил отбой, не вызывали радостного, праздничного цвета. В композиции все подчинено единственной цели, отвечающей творческому настрою художника: показать волю к жесткость характеров. Отсюда напор и энергия письма, строгость колорита. В 1964 году Александр Тришин на пер вой зональной выставке «Сибирь социалис тическая» в городе Новосибирске показы вает свою картину «Пожарники. Отбой». И успех. Большой. Серьезный. О картине похвально отзывается прес са. Монументальную трактовку образов, свободную живописную пластику отме чают авторитетные художники. «Пожар- ^ ники» Тришина стали' заметным явлением в искусстве Сибири. С этой картины Александр Тришин входит в число веду щих художников Новосибирска. В 1964 году Тришина принимают в чле ны Союза художников СССР. Начинаются самые плодотворные, счаст ливые годы для Тришина. За решение творческих задач он берется уверенно. Живопись его раскрепощена и свободна. За эти годы он создает два своих, пожа луй, самых известных полотна — «Хоккеис ты» и «Асфальтировщики». Если в «Пожарниках» Тришин увидел суровые будни человека, то ему, открыто му жизни, был знаком человек и в своей радости, в часы праздников. Он слышал неоднократно и улавливал в ярких огнях вечернего стадиона над городом радост ный и взрывной гул болельщиков, собран ных хоккеем. И этот гул тоже жил в нем своей силой. И энергия игры в его серд це просилась выплеснуться на полотно. Она была яркого, отличного от серых буд ней, праздничного цвета. Это предположительное прочтение на строения художника высказано для того, чтобы понять, как подходил он к своей новой работе, совершенно противополож ной той, которую только что закончил. Новая его работа — это эмоциональный полюс. Тришин пишет картину — портрет .хок кейной команды «Сибирь». Композиционное чутье,— а Тришину при шлось решать в многофигурной компози ции сложные задачи — лаконичный цвет, смелое сочетание оранжевого, охристого, синего цветов костюмов, зелено-голубой лед, лица молодых парней делают эту картину радостной. В показе хоккеистов Тришин отказался от изображения «игрового состояния» матчевой борьбы. Ведь хоккеисты в игре в бескояечном движении. Какому из них отдать предпочтение? Какое приостано вить? Каждое движение имело право быть главным и растворяло цельное впечатле ние от монолитной силы. Тришину виделись в команде не разреженные ряды в сраже нии, а единая общая самоотверженность, непробиваемость. И эта «цельность» вос приятия команды Тришиным найдена и показана: на картине стена из витязей. «Момент победы». Победы игровой — от сюда улыбки игроков, свет, торжество. Не сразу осознаешь тайну воздействия этой картины. Все в ней кажется просто. Но откуда приходит это далекое слово «дружина»? По ассоциации рядом с ним встает знакомый и торжественный цвет: синий, золотой, зелено-голубой. И не ожиданно озаряет: это же от русской ико ны! Вот почему от молодых современни ков в хоккейных доспехах веет глубоко национальной, рублевской одухотворен ностью. В картине «Пожарники» явлено му жество силы, в картине «Хоккеисты» — праздник силы. Следом за «Хоккеистами» — новая кар тина «Асфальтировщики». Если в «Пожарника.х» и «Хоккеистах» люди с их индивидуальностью и характе ром показаны как бы в мпнуты покоя, статики, остановленные мгновением, когда художнику необходимо рассмотреть их, то в «Асфальтировщиках» люди раскрыва ются непосредственно в движении, труде. Все в картине «Асфальтировщики» на пряжено; тела, спины, лица, мышцы, руки, отбойный молоток, что врезается в твердь асфальта под руками огромными и силь ными, как пудовые гири. Напряжены даже шланги. По ним, пружинисто изогнутым, приподнятым сжатой силой воздуха, до иллюзии ощутимо, какие струи бьются в этих шлангах и какой мощью управляют загорелые до горячей черноты дорожные титаны. Тришин восторгается красотой работы, умением отдаваться труду, действию. Ас фальтировщики— это боги дела. Труд не изнуряет их, а доставляет удовольствие. Все в картине подчинено устремлению ху дожника проследить в человеке правду ощущения радости от работы. СЗбнаженный асфальтировщик орудует рвущимся в его руках молотком. Мощны его лопатки, твердо опирается он на силь ные, далеко расставленные ноги. Тришин так вещно чувствует силу этих ног в тяже лых ботинках, что не может сдержать се бя, рисуя эти ботинки, невольно укрупня ет их. Кажется даже, что художник со знательно уделил особое внимание ногам асфальтировщиков, чем крепко поставил их на землю, сконцентрировав уверенную силу стоящего на земле рабочего челове ка. Асфальтировщиков Тришина ничто не собьет в жизни. Плотный, полно набран ный цвет придает напряжение картине. Новые герои художника умеют строить. У них за спиной освещенные теплым за катным солнцем новые массивы города. Во всех трех картинах — «Пожарники», «Хоккеисты», «Асфальтировщики» Тришин нашел своего героя — человека сильного и деятельного. Картины «Хоккеисты» я «Асфальтьфов- щики» закончены в 1967 году. В этом же году Тришин участвует сразу ка двух вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2