Сибирские огни, 1984, № 6
Куда же девается та творческая энер гия, та тревожащая сила таланта, кото рая уже заявила себя в годы учебы, в ди пломе? Как преломляется повседневность и время в характере, в сердце — ведь оно так чутко улавливало все социальные пе ремены? Как соотносится поточное кустар ничество с движением всего изобразитель ного искусства? Следит ли Александр Тришин в эти годы за ним? Он делает вызов своим коллегам, стои чески противостоя многозначительным улыбкам. Он пишет этюды. Пишет бес конечное количество маленьких пейзажей, злясь, хулиганя на холсте — ищет свой цвет. Именно в это время, как бы в противо вес привычному, заученному колеру в фондовских работах, он на пленэре воз буждает в себе активное ощущение цвета. Он идет к нему даже через цветовую чрезмерность, боясь погаснуть. Сопротивляясь бытовым соблазнам, за сасывающей апатии иных друзей, равно душию их к творческим побуждениям, Александр Тришин пишет свой автопорт рет. Вот на этом портрете и видишь, что он представляет собой в этом мире. На небольшом холсте, без тщательной прописки, энергичными, широкими плос костями, холодным цветом вылеплена го лова художника в пол-оборота. Вызыва ющий, тяжелый взгляд, крепко сжатые зу бы. Он весь как бы подался вперед. В ли це даже не энергия, а запечатленная тя желая сила. Не лицо, а гранитный бу лыжник. Тришин не польстил себе в этом авто портрете. В жизни красивый, склонный к изменчивому лирическому настроению, он огрубил себя. И все-таки этот чрезмерно заостренный автопортрет его похож. В нем не внешнее подобие, а внутренняя суть ха рактера, состояния, настроения. Верится, что Тришин в начале шестидесятых годов был таким. Иначе нечему было бы в нем противостоять апатии, инертности, лени, что внушались ему уставшими коллегами. Сила автопортреьта "Гришина в отражении его всепобеждающей воли к действию. В эти годы крохотные пейзажи Триши- на все чаще и чаще стали появляться на областных выставках. В Новосибирске уже говорили: «цвет Тришина». На своих этюдах он насыщал цвет сне га, умел уловить серебристую, подвижную, переливающуюся игру березок на утрен нем зимнем солнце. Новосибирский Союз художников, отме тив творческую активность Александра Тришина, выделяет ему путевку на твор ческие дачи. И там, вместе с другими ху дожниками, прибывшими работать с раз ных концов Советского Союза, Тришин продолжает писать этюды. Однажды мартовским днем он вышел с натянутым холстом на пленэр. Перед ним стояли молоденькие березки в синей тени, а на свету — розовые блестки на снегу пе ред далекой деревней. И над всем этим вдали нежным, еле уловимым цветом — белоствольные березки. Ему уже не трудно было поймать цвет, его захватило состояние нарождения теп ла, утра, жизни. И он безотчетно шел за своим чувством. Он не знал, что у него получилось, — просто непривычно устал тогда перед этой захватившей его кар тиной. По традиции художники отчитывались за рабочий день, выставляли друг перед другом свои дневные этюды. ,-;5 Посмотрели художники и на «юные бе резки» Тришина. — Ты хоть сам-то понимаешь, что на писал? Понимаешь ли, что с тобой про изошло? «Что произошло?» — недоумевал Алек сандр Семенович. И начал внимательно присматриваться к своей работе. И снова весеннее солнце пробилось к нему через сиреневые тени, и снова морозный озноб прихлынул к сердцу как весь этот день при работе. И Тришин с этого этюда уже всегда ло вил и оберегал свое чувство при работе, которое, возникнув, должно всегда дер жаться. Если его не было, рьезультатом оставалась рядовая учебная работа. Ему уже недостаточно было только поймать и передать цвет, ему нужно было в карти нах чувствовать нечто, чему не бывает простого названия: нечто — в «Мартов ском вечере», нечто — «Перед сумерками», нечто — «Перед грозой». В 1962 году Тришин получает заказ на большую работу. Его подвигает жажда серьезного дела. У него выработано свое понимание современной живописи. Он дол жен бросить вызов мелким заботам и су етности. В конце концов, если оглянуться, вокруг люди делают такие значительные дела. И он в своей картине выйдет на крупного человека. Его почти нет на вы ставках, А он утвердит сильного человека. Человека-победителя. Что русский человек сломил во время Отечественной войны? Какую силу? Чему противостояли сибиря ки под Москвой, Сталинградом, Берлином? Какими стояли они на ступеньках рейх стага? И разве ие ворочается эта сила в самом Тришине, побывавшем в этой войне, познавшем госпиталь, перевалив после госпиталя через голодные годы училища? Только в какой роли в .мирные дни по казать его, этого значительного человека? И Тришин пишет картину о пожарниках. Отбой. Пожар потухшей. Отбой — пос- ле горячего дела. Люди победившие, в тяжелых, негнущихся робах, в касках, у машины, на изрубцованной массивными скатами земле, стоят мужчины. Мужчины огромной физической силы и сильных ха рактеров. Боец слева скинул брезентовую рука вицу, трогает подбородок, может быть, обожженный пламенем. Он осознает, что работу сделал достойно и честно. Рядом с ним командир отряда стоит на широко расставленных ногах, держит в руке каску, как папаху после победного боя командующий. Он не волен ни в чем упрекнуть своих бойцов, ни дать им в мгновения отбоя каких-либо новых указа ний: все перед трагедией были на равных. У него волевое интеллектуальное лицо. Не таких ли людей воссоздает память Тришина? Они встречались ему на фрон товых командных пунктах. Крайний боец массивный, не вмещаю щийся в композицию, стоящий в профиль, немолодой, но сохранивший еще немалую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2