Сибирские огни, 1984, № 6

дожнпка, считал он,— утверждать себя в живописи. В 1957 году Александр Семенович пи­ шет портрет матери. На стуле, опустив усталую руку со сто­ ла, сидит седая женщина с добрым рус­ ским лицо.м. Всю полноту, всю нагрузку прожитых лет она несет в себе. Все радо­ сти при ней, горести — тоже. Горестями она не поделится — это все ее. «Зачем на­ гружать ими еще и вас, стоящих передо мной. Вам со своими еще придется встре­ титься. А это — мои. И с ними я справлюсь одна». И за это вызванное чувство с тихим просветлением мы благодарны ей. О том, что познала она в жизни и тяготы и го­ речь, читаешь в ее глазах, чутко уви­ денных художником. Навсегда осталась на ее лице горестная складка, собранная у бровей. Усталость в глазах, сосредоточен­ ных на мысли. Спокойные, определивши­ еся в достоинстве губы. Лицо выписано и проработано тщательно на темном глубо­ ком фоне. Портрет написан в классиче­ ских традициях передвижников- В нем Гришин продемонстрировал свое умение- твердо рисовать, объемно выписывать фор­ му, добиваться третьего измерения, про­ зрачности глубины и воздуха. Портрет этот остался собственностью художника. Но он экспонируется на всех его отчетных и юбилейных выставках, яв­ ляясь изначальным отсчетом в его твор­ ческом движении и больше всего привле­ кая зрительское внимание. Уже отойдя далеко от того изобрази­ тельного языка, которым пользовался при написании «Портрета матери», настаивая на новом творческом «кредо», Гришин все-таки показывает этот первый портрет. Отступая от хроникальной последова­ тельности анализа творчества Гришина, забегая вперед, приведу несколько выпи­ сок из книги отзывов с его последней юбилейной выставки, посвященной 25-ле­ тию творческой деятельности. «Многое из представленного понрави­ лось: и то, что написано в традиционно­ реалистическом стиле, и то, что несет «дух абстрагированного». Хороши пейза­ жи «Весенние березки», «Голубой фев­ раль», изумительны «Портрет матери» и «Портрет жены». Кисляков». (Стиль за­ писей сохраняю). «После посещения выставки никуда не хочется идти, так хочется побыть наедине, под впечатлением этой очаровательной цветовой гармони. Трудно выделить, ка­ кая из картин лучше. Да в этом ли дело? Да и сравнивать-то их кощунственно- Не­ которые товарищи называют лучшим про­ изведением художника «Портрет матери». Да, он действительно хорош, но, по наше­ му мнению, не выражает творческого на­ правления художника. В этом полотне вы­ ражен ранний Гришин, а в экспозицию он включен прежде всего потому, что это мать живописца, и еще, нам кажется, по­ тому, что в портрете видно, какую пре­ красную академическую школу прошел Александр Семенович. С уважением работники НПЗ нм. Ле­ нина». «Очень понравилась моей дочери карти­ на «Миллион алых роз», а мне картина «Портрет матери». Мать и дочь». Подпись неразборчива. «Лучшее в вашей выставке — это «Порт­ рет матери». Мастерство исполнения его ставит Гришина в один ряд с лучшими ху­ дожниками России. Милехнн. Юрист». «Многие Ваши произведения наводят на глубокие раздумья. Надолго запомнятся нам картины «Сибирский вечер» и «Порт­ рет матери». Лица ваших портретов об­ ладают особой выразительностью. Боль­ шое спасибо. Учащиеся 4 класса «Б». Один новосибирский литератор, часто посещающий мастерскую Гришина и зна­ ющий все его творчество, однажды, долго простояв перед портретом матери, сказал: «Вот если бы ты всегда писал так, все свои картины, как этот портрет, а «не вы­ пендривался» (так и сказал — «не выпен­ дривался»), ты давно был бы знаменит и имел звание академика». Но до этой книги отзывов с юбилейной выставки 1983 года еще ох как далеко. Гришин приехал в Новосибирск в 1956 го­ ду. Написал портрет матери в 1957. Портрет никем не куплен, а нужно чем-то жить. И Гришин устраивается на работу в ху­ дожественный фонд. В мастерских фонда — многометровые рекламы кинофильмов, на которых ли­ ца киноактеров покрывают разведенным в ведрах колером кистями шириной с лопату. Рядом на подрамниках плакаты на сель­ скохозяйственную тему под трафарет. На мольбертах — конин портретов. Некоторые художники так «набили» руку на этих портретах: на свету сиена разбеленная, охра, краплак в тени — коричневый тон. На подбородке холодный цвет — этакая сизоватость кожи после бритья. Отрабо тайный, заученный колер: можно подби­ рать его на палитре с закрытыми глаза­ ми — руки сами помнят, где, в какой по­ следовательности и в каких дозах краску брать. Некоторые копиисты успевали за день написать по три живописных портрета. Гри! Поток так хорошо отработан, колер так заучен, что комиссия принимала эти портреты с оценкой «пять», при первом предъявлеинп. На столах рулоны ватмана, бумажные буквы под ногами, ажурные трафареты текстов, подрамники, натянутые планшеты. Спешные заказы. Выгодные и невыгодные договора- «Картины? Са-аша!. Гворчество? Брось, Саша! Это все не здесь делается. У нас поточная система п мозоли от шпателей. Наше искусство оценивается пометражно». «Гы вчера на этюды ходил? Мы через это уже давно прошли. Нам лишь бы гроши да хар-чи хороши». Приходили в фонд художники с тще­ славными надеждами, и гасли их творче­ ские силы над планшетами и макетами ре­ кламных досок. И посмеивались над са­ монадеянностью молодых новичков, и старели, порываясь в неоднократных по­ пытках попасть со своими нечастыми ра­ ботами па областные выставкьь. Не про­ ходили и смирялись. Навсегда. И у Гришина тоже копни н заказы- Заказы и копии. Он работает в фонде год, два... восемь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2