Сибирские огни, 1984, № 6
дожнпка, считал он,— утверждать себя в живописи. В 1957 году Александр Семенович пи шет портрет матери. На стуле, опустив усталую руку со сто ла, сидит седая женщина с добрым рус ским лицо.м. Всю полноту, всю нагрузку прожитых лет она несет в себе. Все радо сти при ней, горести — тоже. Горестями она не поделится — это все ее. «Зачем на гружать ими еще и вас, стоящих передо мной. Вам со своими еще придется встре титься. А это — мои. И с ними я справлюсь одна». И за это вызванное чувство с тихим просветлением мы благодарны ей. О том, что познала она в жизни и тяготы и го речь, читаешь в ее глазах, чутко уви денных художником. Навсегда осталась на ее лице горестная складка, собранная у бровей. Усталость в глазах, сосредоточен ных на мысли. Спокойные, определивши еся в достоинстве губы. Лицо выписано и проработано тщательно на темном глубо ком фоне. Портрет написан в классиче ских традициях передвижников- В нем Гришин продемонстрировал свое умение- твердо рисовать, объемно выписывать фор му, добиваться третьего измерения, про зрачности глубины и воздуха. Портрет этот остался собственностью художника. Но он экспонируется на всех его отчетных и юбилейных выставках, яв ляясь изначальным отсчетом в его твор ческом движении и больше всего привле кая зрительское внимание. Уже отойдя далеко от того изобрази тельного языка, которым пользовался при написании «Портрета матери», настаивая на новом творческом «кредо», Гришин все-таки показывает этот первый портрет. Отступая от хроникальной последова тельности анализа творчества Гришина, забегая вперед, приведу несколько выпи сок из книги отзывов с его последней юбилейной выставки, посвященной 25-ле тию творческой деятельности. «Многое из представленного понрави лось: и то, что написано в традиционно реалистическом стиле, и то, что несет «дух абстрагированного». Хороши пейза жи «Весенние березки», «Голубой фев раль», изумительны «Портрет матери» и «Портрет жены». Кисляков». (Стиль за писей сохраняю). «После посещения выставки никуда не хочется идти, так хочется побыть наедине, под впечатлением этой очаровательной цветовой гармони. Трудно выделить, ка кая из картин лучше. Да в этом ли дело? Да и сравнивать-то их кощунственно- Не которые товарищи называют лучшим про изведением художника «Портрет матери». Да, он действительно хорош, но, по наше му мнению, не выражает творческого на правления художника. В этом полотне вы ражен ранний Гришин, а в экспозицию он включен прежде всего потому, что это мать живописца, и еще, нам кажется, по тому, что в портрете видно, какую пре красную академическую школу прошел Александр Семенович. С уважением работники НПЗ нм. Ле нина». «Очень понравилась моей дочери карти на «Миллион алых роз», а мне картина «Портрет матери». Мать и дочь». Подпись неразборчива. «Лучшее в вашей выставке — это «Порт рет матери». Мастерство исполнения его ставит Гришина в один ряд с лучшими ху дожниками России. Милехнн. Юрист». «Многие Ваши произведения наводят на глубокие раздумья. Надолго запомнятся нам картины «Сибирский вечер» и «Порт рет матери». Лица ваших портретов об ладают особой выразительностью. Боль шое спасибо. Учащиеся 4 класса «Б». Один новосибирский литератор, часто посещающий мастерскую Гришина и зна ющий все его творчество, однажды, долго простояв перед портретом матери, сказал: «Вот если бы ты всегда писал так, все свои картины, как этот портрет, а «не вы пендривался» (так и сказал — «не выпен дривался»), ты давно был бы знаменит и имел звание академика». Но до этой книги отзывов с юбилейной выставки 1983 года еще ох как далеко. Гришин приехал в Новосибирск в 1956 го ду. Написал портрет матери в 1957. Портрет никем не куплен, а нужно чем-то жить. И Гришин устраивается на работу в ху дожественный фонд. В мастерских фонда — многометровые рекламы кинофильмов, на которых ли ца киноактеров покрывают разведенным в ведрах колером кистями шириной с лопату. Рядом на подрамниках плакаты на сель скохозяйственную тему под трафарет. На мольбертах — конин портретов. Некоторые художники так «набили» руку на этих портретах: на свету сиена разбеленная, охра, краплак в тени — коричневый тон. На подбородке холодный цвет — этакая сизоватость кожи после бритья. Отрабо тайный, заученный колер: можно подби рать его на палитре с закрытыми глаза ми — руки сами помнят, где, в какой по следовательности и в каких дозах краску брать. Некоторые копиисты успевали за день написать по три живописных портрета. Гри! Поток так хорошо отработан, колер так заучен, что комиссия принимала эти портреты с оценкой «пять», при первом предъявлеинп. На столах рулоны ватмана, бумажные буквы под ногами, ажурные трафареты текстов, подрамники, натянутые планшеты. Спешные заказы. Выгодные и невыгодные договора- «Картины? Са-аша!. Гворчество? Брось, Саша! Это все не здесь делается. У нас поточная система п мозоли от шпателей. Наше искусство оценивается пометражно». «Гы вчера на этюды ходил? Мы через это уже давно прошли. Нам лишь бы гроши да хар-чи хороши». Приходили в фонд художники с тще славными надеждами, и гасли их творче ские силы над планшетами и макетами ре кламных досок. И посмеивались над са монадеянностью молодых новичков, и старели, порываясь в неоднократных по пытках попасть со своими нечастыми ра ботами па областные выставкьь. Не про ходили и смирялись. Навсегда. И у Гришина тоже копни н заказы- Заказы и копии. Он работает в фонде год, два... восемь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2