Сибирские огни, 1984, № 6
искнсство в. Коньяков ТРЕВОЖНАЯ кисть ХУДОЖНИКА в статьях, выста.вочных каталогах о творчестве Александра Семеновича Три- шина неоднократно отмечалось, что учить ся живописи он начал поздно, следова тельно, в развитии своем как художник за держался. Действительно, А. С- Тришин поступил в Костромское училище, когда ему было 24 года. И вот уже нотка сожа ления; мол, при других обстоятельствах, художник Тришин мог Оы сделать больше. А в свои 24 года Тришин многое умел и, главное, многое знал. Только что закончилась война. У Три- шина за плечами армия. Госпиталь. Бо лезнь. Трудная послевоенная жизнь в городе. Его никогда не оставляло желание ри совать. Хотелось учиться, а в Новосибир ске нет такого учебного заведения, где готовят художников. Узнал —- есть учи лища в других городах. Учиться в них — пять лет. Материально семья помогать не может Ладно — не может так не может. Александр решается. Едет. В Костромском училище в 1951 году претендентов на одно место восемь чело век Экзамен по специальности; рисунок, живопись композиция. Тришин выдерживает конкурс. Стипендия маленькая. Занятий по во семь, десять часов Это в училище. А до ма еще карандашные наброски и этюды. Кто-то из студентов довольствуется клас сными постановками, полагая, что для становления художника достаточно ча сов, предусмотренных расписанием, кто-то увлекается танцами и отлынивает от за нятий. А Гришину побочными делами увлекаться некогда, ему необходимо сжи мать время. Сокурсников поражает темпе рамент и творческая интенсивность Алек сандра. Многие его рисунки и живописные работы в годы учебы отбираются в фонд училища На пятом курсе Александр Тришин пи шет дипломную работу. Для диплома до статочно эскиза, а Тришин создает карти ну, и картина эта получает высшую оцен ку. По окончании училища Гришину вру чается диплом с отлнчием. Первый слу чай в Костромском художественном учи лище за пятьдесят лет существования: у вьшускников Козлова и Гришина област ной отдел культуры покупает дипломные работы. У Козлова — портрет «Шевченко в казарме», у Гришина жанровую карти ну «Нашли отца». Сейчас диплом-картина Гришина нахо дится в Костромской картинной галерее. Что представляла собой первая работа Гришина? Что усвоил художник за годы учебы? Какую прошел школу? Что утвер ждает в живописи? В пятидесятые годы советское изобра зительное искусство выдвигает плеяду но вых художников- Уходит пора парадных картин. Художники отказываются от по каза массы общим планом и присматри ваются к сути человека в его повседнев ной жизни. Привлекают общественный ин терес картины Ф. Решетникова «Опять двойка», А. Бурака «За помощью к сыну», С. Григорьева «Вернулся». В них отчет ливо обозначено внимание к проблемам моральным и житейским. Изобразитель ное искусство этих лет всколыхнуло об щественное сознание активным вниманием к внутреннему миру человека, определив его духовные ценности. Оживилась работа передвижных выставок. Искусствоведы в полный голос заговорили о подъеме совет ского изобразительного искусства. Картина «Нашли отца» говорит о том, что 'Гришин чутко воспринял поиски ве дущих художников пятидесятых годов. И значит — у него была хорошая школа, если дипломную работу свою он выполнил на таком уровне, что ее сочла нужным приобрести картинная галерея. А извест но, что у картинных галерей принципиаль ный и строгий отбор. Скрыленный, самонадеянный, уверовав ший в счастливую перспективу, с большим запасом энергии, Гришин возвращается до мой в Новосибирск. Сначала, еще по инерции, он повторяет, с некоторыми изменениями, свою диплом ную работу «Нашли отца». Картина попа дает на зональную выставку. Участие в зональной выставке давало право вступать в члены Союза художни ков СССР. Но Гришин не спешил восполь зоваться этим правом: главная цель ху.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2