Сибирские огни, 1984, № 6

искнсство в. Коньяков ТРЕВОЖНАЯ кисть ХУДОЖНИКА в статьях, выста.вочных каталогах о творчестве Александра Семеновича Три- шина неоднократно отмечалось, что учить­ ся живописи он начал поздно, следова­ тельно, в развитии своем как художник за ­ держался. Действительно, А. С- Тришин поступил в Костромское училище, когда ему было 24 года. И вот уже нотка сожа­ ления; мол, при других обстоятельствах, художник Тришин мог Оы сделать больше. А в свои 24 года Тришин многое умел и, главное, многое знал. Только что закончилась война. У Три- шина за плечами армия. Госпиталь. Бо­ лезнь. Трудная послевоенная жизнь в городе. Его никогда не оставляло желание ри­ совать. Хотелось учиться, а в Новосибир­ ске нет такого учебного заведения, где готовят художников. Узнал —- есть учи­ лища в других городах. Учиться в них — пять лет. Материально семья помогать не может Ладно — не может так не может. Александр решается. Едет. В Костромском училище в 1951 году претендентов на одно место восемь чело­ век Экзамен по специальности; рисунок, живопись композиция. Тришин выдерживает конкурс. Стипендия маленькая. Занятий по во­ семь, десять часов Это в училище. А до­ ма еще карандашные наброски и этюды. Кто-то из студентов довольствуется клас­ сными постановками, полагая, что для становления художника достаточно ча­ сов, предусмотренных расписанием, кто-то увлекается танцами и отлынивает от за ­ нятий. А Гришину побочными делами увлекаться некогда, ему необходимо сжи­ мать время. Сокурсников поражает темпе­ рамент и творческая интенсивность Алек­ сандра. Многие его рисунки и живописные работы в годы учебы отбираются в фонд училища На пятом курсе Александр Тришин пи­ шет дипломную работу. Для диплома до­ статочно эскиза, а Тришин создает карти­ ну, и картина эта получает высшую оцен­ ку. По окончании училища Гришину вру­ чается диплом с отлнчием. Первый слу­ чай в Костромском художественном учи­ лище за пятьдесят лет существования: у вьшускников Козлова и Гришина област­ ной отдел культуры покупает дипломные работы. У Козлова — портрет «Шевченко в казарме», у Гришина жанровую карти­ ну «Нашли отца». Сейчас диплом-картина Гришина нахо­ дится в Костромской картинной галерее. Что представляла собой первая работа Гришина? Что усвоил художник за годы учебы? Какую прошел школу? Что утвер­ ждает в живописи? В пятидесятые годы советское изобра­ зительное искусство выдвигает плеяду но­ вых художников- Уходит пора парадных картин. Художники отказываются от по­ каза массы общим планом и присматри­ ваются к сути человека в его повседнев­ ной жизни. Привлекают общественный ин­ терес картины Ф. Решетникова «Опять двойка», А. Бурака «За помощью к сыну», С. Григорьева «Вернулся». В них отчет­ ливо обозначено внимание к проблемам моральным и житейским. Изобразитель­ ное искусство этих лет всколыхнуло об­ щественное сознание активным вниманием к внутреннему миру человека, определив его духовные ценности. Оживилась работа передвижных выставок. Искусствоведы в полный голос заговорили о подъеме совет­ ского изобразительного искусства. Картина «Нашли отца» говорит о том, что 'Гришин чутко воспринял поиски ве­ дущих художников пятидесятых годов. И значит — у него была хорошая школа, если дипломную работу свою он выполнил на таком уровне, что ее сочла нужным приобрести картинная галерея. А извест­ но, что у картинных галерей принципиаль­ ный и строгий отбор. Скрыленный, самонадеянный, уверовав­ ший в счастливую перспективу, с большим запасом энергии, Гришин возвращается до­ мой в Новосибирск. Сначала, еще по инерции, он повторяет, с некоторыми изменениями, свою диплом­ ную работу «Нашли отца». Картина попа­ дает на зональную выставку. Участие в зональной выставке давало право вступать в члены Союза художни­ ков СССР. Но Гришин не спешил восполь­ зоваться этим правом: главная цель ху.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2