Сибирские огни, 1984, № 5

Е распадках гор И выше! — Зем ля растерзанная Боль свою лучит. Она кричит. Д а только мы не слышим. Горы, реки, долины, распадки для поэта почти живые существа, которым человек причиняет боль своей неразумной деятель­ ностью. Река — подобна ящерице, чье жи­ вое трепещущее тело перерубается камен­ ной плотиной. Поэт остро ощущаеч немую боль этих, казалось бы, неодушевленных • предметов, которые однако, существуют в неразрывном симбиозе с существами жи­ выми. И все они — олени росомахи, дере­ вья, кусты — суть одно целое, которому противопоставляет себя человек в своей хозяйственной деятельности. Общеизвестно, что с течением времени воззрения человечества могут кардинально меняться. В настоящее время наметился крутой поворот в отношениях человек — природа. Если еще каких-нибудь двадцать лет тому назад человек ошушал себя гор­ дым и могучим завоевателем, царем, то сейчас человечество пришло к осознанию •того что оно является лишь частью приро­ ды, а потому неразумное или просто ха­ латное, на авось, уничтожение одного- единственного звена в экологической цепи неизбежно когда-нибудь обернется непоп­ равимыми утратами. Человек должен, обязан быть бесконечно чутким и внимагельным к природе, поро­ дившей его. Должен уметь проникнуться ее болью и, насколько возможно, умень­ шить ее. ...с таких высот Иль из таких глубин Энергия доступна станет людям. Что гильотиной Каменных плотин Сибирских рек Казнить уж е не будем. Геннадию Юрову свойственны поэтиче­ ская верность языка и умение найти то единственное слово, которое зазвучит в строке по-новому, открываясь перед чита­ телем какой-то неизвестной гранью. Стихи Юрова очень мелодичны и выверены рит­ мически, внимательный читатель найдет в них много поэтических находок Вот одно из таких стихотворений -— «Песня о чудаке» из цикла «Иду по Севе­ ро-Востоку». В нем слышится неистовая ж аж да веры в высокую мечту. В чудеса, которые непременно должны существовать в жизни, иначе она теряет свой высший смысл. И поэтому, когда чудак дорисовал последний парус бригантины, то бриганти­ на — это символ человеческой мечты —- срывается со стены и уплывает в неведо­ мые страны. Геннадий Юров — певец Сибири. Он вос­ певает в своих стихотворениях реки Томь и Колыму, пик Абориген и, Борискин ключ. Д ля него дорог каждый ручей, каждый родник и камень родного края. И, навер­ ное, поэтому так искренне и восторженно звучит стихотворение «Озеро Танцующих Хариусов», где описывается, как навстречу проснувшейся заре в воздух взлетают уп­ ругие рыбьи тела, исполняя перед зачаро­ ванным взором человека «небывалый балет». Тянцуют харяусы . К ак они такцуютТ Они как будто белый свет целуют. Л етят по воздуху и — разом замирают. Лиш ь плавников подвижны веера. Н а дно ныряют, толщу замеряю т, Зарю хватают, в воду окунают, И мчатся за полетом комара. Л . ЛОЙ Ю. с. Ху|дяков. Вооружение енисейских кыргьнзов VI—XII вв. Новосибирск, «Наука», Сиб. отд-ние, 1986; Ю. С. Худяков. Кыргъьзы на Табате. Но­ восибирск, «Наука», Сиб. отд-ние, 1982. Рецензируемые книги молодого, но уже хорошо известного среди специалистов си­ бирского археолога Ю. С. Худякова, по­ священы изучению средневековой Южной Сибири. В основу исследования легли об­ ширные материалы, собранные автором в ходе раскопок в пределах Минусинской котловины на юге Красноярского края, В археологическом отношении Южная Си­ бирь —• богатейшая область. Населявшие ее степи и горные отроги племена и наро­ ды оставили после себя огромное число самых разнообразных памятников — вели­ чественные курганы, загадочные стелы, ан­ тропоморфные изваяния, наскальные изоб­ ражения, высеченные в камне письмена и многое другое. Особый интерес исследователей вызыва­ ют енисейские кыргыЗы, представлявшие собой ответвление тюркской группы и сыг­ равшие важнейшую роль в этногенезе ха­ касского народа. В восточных летописях сообщается об их кровопролитных войнах с гуннами, после чего они были вытеснены со своих первоначальных мест обитания где-то, видимо, в Северо-Западной Монго­ лии, и вынуждены были переселиться на север, в бассейн Енисея, Своего расцвета созданное кыргызами государственное об­ разование достигает в IX — начале X в., когда им удалось в результате успешных военных походов разгромить могуществен­ ную центральноазиатскую державу — Уйгурский каганат — и включить часть его земель в сферу своего политического влия­ ния. В период подъема кыргызы проводили, активную внешнюю политику, поддержива­ ли торговые отношения со многими, подчас весьма удаленными народами — мусуль­ манские источники сообщают о регулярно отправлявшихся караванах арабских куп­ цов, доставлявших на Енисей узорчатые ткани и иные экзотические товары. Кыргы­ зы имели собственное весьма развитое ре­ месло, им издавна были знакомы секреты добычи руды и обработки железа, произ­ водимое ими оружие экспортировалось в соседние области. В религиозном отноше­ нии они, судя по имеющимся сведениям, были шаманистами, обожествлявшими раз­ личные явления и силы природы. Показа­ телем высокого уровня развития духовной культуры енисейских кыргызов служит су­ ществование у них рунической письменно­ сти, возникновение которой нсследо.ватели относят уже к V II веку. Лапидарные над­ писи на скалах, стелах и различных изде­ лиях представляют собой уникальные до­ кументы по истории данного региона.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2