Сибирские огни, 1984, № 5
Е распадках гор И выше! — Зем ля растерзанная Боль свою лучит. Она кричит. Д а только мы не слышим. Горы, реки, долины, распадки для поэта почти живые существа, которым человек причиняет боль своей неразумной деятель ностью. Река — подобна ящерице, чье жи вое трепещущее тело перерубается камен ной плотиной. Поэт остро ощущаеч немую боль этих, казалось бы, неодушевленных • предметов, которые однако, существуют в неразрывном симбиозе с существами жи выми. И все они — олени росомахи, дере вья, кусты — суть одно целое, которому противопоставляет себя человек в своей хозяйственной деятельности. Общеизвестно, что с течением времени воззрения человечества могут кардинально меняться. В настоящее время наметился крутой поворот в отношениях человек — природа. Если еще каких-нибудь двадцать лет тому назад человек ошушал себя гор дым и могучим завоевателем, царем, то сейчас человечество пришло к осознанию •того что оно является лишь частью приро ды, а потому неразумное или просто ха латное, на авось, уничтожение одного- единственного звена в экологической цепи неизбежно когда-нибудь обернется непоп равимыми утратами. Человек должен, обязан быть бесконечно чутким и внимагельным к природе, поро дившей его. Должен уметь проникнуться ее болью и, насколько возможно, умень шить ее. ...с таких высот Иль из таких глубин Энергия доступна станет людям. Что гильотиной Каменных плотин Сибирских рек Казнить уж е не будем. Геннадию Юрову свойственны поэтиче ская верность языка и умение найти то единственное слово, которое зазвучит в строке по-новому, открываясь перед чита телем какой-то неизвестной гранью. Стихи Юрова очень мелодичны и выверены рит мически, внимательный читатель найдет в них много поэтических находок Вот одно из таких стихотворений -— «Песня о чудаке» из цикла «Иду по Севе ро-Востоку». В нем слышится неистовая ж аж да веры в высокую мечту. В чудеса, которые непременно должны существовать в жизни, иначе она теряет свой высший смысл. И поэтому, когда чудак дорисовал последний парус бригантины, то бриганти на — это символ человеческой мечты —- срывается со стены и уплывает в неведо мые страны. Геннадий Юров — певец Сибири. Он вос певает в своих стихотворениях реки Томь и Колыму, пик Абориген и, Борискин ключ. Д ля него дорог каждый ручей, каждый родник и камень родного края. И, навер ное, поэтому так искренне и восторженно звучит стихотворение «Озеро Танцующих Хариусов», где описывается, как навстречу проснувшейся заре в воздух взлетают уп ругие рыбьи тела, исполняя перед зачаро ванным взором человека «небывалый балет». Тянцуют харяусы . К ак они такцуютТ Они как будто белый свет целуют. Л етят по воздуху и — разом замирают. Лиш ь плавников подвижны веера. Н а дно ныряют, толщу замеряю т, Зарю хватают, в воду окунают, И мчатся за полетом комара. Л . ЛОЙ Ю. с. Ху|дяков. Вооружение енисейских кыргьнзов VI—XII вв. Новосибирск, «Наука», Сиб. отд-ние, 1986; Ю. С. Худяков. Кыргъьзы на Табате. Но восибирск, «Наука», Сиб. отд-ние, 1982. Рецензируемые книги молодого, но уже хорошо известного среди специалистов си бирского археолога Ю. С. Худякова, по священы изучению средневековой Южной Сибири. В основу исследования легли об ширные материалы, собранные автором в ходе раскопок в пределах Минусинской котловины на юге Красноярского края, В археологическом отношении Южная Си бирь —• богатейшая область. Населявшие ее степи и горные отроги племена и наро ды оставили после себя огромное число самых разнообразных памятников — вели чественные курганы, загадочные стелы, ан тропоморфные изваяния, наскальные изоб ражения, высеченные в камне письмена и многое другое. Особый интерес исследователей вызыва ют енисейские кыргыЗы, представлявшие собой ответвление тюркской группы и сыг равшие важнейшую роль в этногенезе ха касского народа. В восточных летописях сообщается об их кровопролитных войнах с гуннами, после чего они были вытеснены со своих первоначальных мест обитания где-то, видимо, в Северо-Западной Монго лии, и вынуждены были переселиться на север, в бассейн Енисея, Своего расцвета созданное кыргызами государственное об разование достигает в IX — начале X в., когда им удалось в результате успешных военных походов разгромить могуществен ную центральноазиатскую державу — Уйгурский каганат — и включить часть его земель в сферу своего политического влия ния. В период подъема кыргызы проводили, активную внешнюю политику, поддержива ли торговые отношения со многими, подчас весьма удаленными народами — мусуль манские источники сообщают о регулярно отправлявшихся караванах арабских куп цов, доставлявших на Енисей узорчатые ткани и иные экзотические товары. Кыргы зы имели собственное весьма развитое ре месло, им издавна были знакомы секреты добычи руды и обработки железа, произ водимое ими оружие экспортировалось в соседние области. В религиозном отноше нии они, судя по имеющимся сведениям, были шаманистами, обожествлявшими раз личные явления и силы природы. Показа телем высокого уровня развития духовной культуры енисейских кыргызов служит су ществование у них рунической письменно сти, возникновение которой нсследо.ватели относят уже к V II веку. Лапидарные над писи на скалах, стелах и различных изде лиях представляют собой уникальные до кументы по истории данного региона.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2