Сибирские огни, 1984, № 5
сплав литературного дарования и соответ ствующих знаний, образования, жизненно го опыта. Этими качествами, к счастью, обладает автор, входящий в литературу со своей первой книгой Хотя читатели «Сибирских огней» уже знают и.чя Льва Штудена — по очеркам и рассказам, опуб ликованным на страницах журнала. Можно сказать, сама действительность поставила задачу: командировать писате лей в гущу жизни, туда, где происходят сегодня решающие события, где создается потенциал нынешнего и завтрашнего дня. Многие писатели Сибири, откликаясь на обращенный к ним призыв, разъехались по стройкам, заводам, совхозам, чтобы при везти оттуда произведения о современно сти. Нелишне будет еще раз напомнить: освоение Сибири — это создание здесь не только экономического потенциала, но и потенциала культурного. Л. Штуден, в си лу обстоятельств своей творческой судьбы, взял на себя работу, связанную именно с этой второй составляющей нашей жизни: Работу, как очевидно, отнюдь не менее важную, чем выпала другим, и уж, конеч но, не менее сложную. Кто командировал Льва Штудена? Да формальйо — никто. А по существу, и са ма жизнь, и внутренняя человеческая пот ребность — то есть именно такое получи лось сочетание побуждений, которое надоб но, чтоб возникла хорошая книга, Это и было его командировочным .удостове рением. Всякое освоение автором нового мате риала, проникновение в тот или иной про фессиональный мир, до того недостаточно обжитый литературой,— не личное дело пи сателя, но приобретение для литературно го процесса в целом. На пути исследова ния жизни литературой важен каждый успех. Вспомним, какой радостью для всех была большая, победа Василия Коньяко- ва — повесть «Мужские дела». Повесть, как известно, появилась в результате того, что автор, в прошлом токарь, вернулся, к прежней своей профессии и расска.чал от современном рабочем, современном заво де «изнутри». Сторонний наблюдатель, ко торый пришел бы на завод с блокнотом, не в силах был бы этого сделать; Я не соби раюсь здесь сравнивать творчество писате лей, таких разных и по жизненному опыту, и по художественной манере; одно хочу сказать: не только блокнот, но и самый что ни на есть современный диктофон не помогли бы Штудену в консерватории, как не помогли бы они Коньякову в цехе. Ну жен был человек, пришедший из музыкаль ного мира, чтобы начать по-настоящему открывать егр нам,— не как неведомый, экзотический материк, а как землю, изве стную автору по самим же им исхоженным тропам. Так сибирская литература обрела еще одну «галактику», с ее разной величи ны звездами. Надо признать, первая книга Л. Штуде на не свободна от недостатков.’ Вот при мер. Иногда заметно старание автора как можно подробнее «объяснить» музыку, прокомментировать ее, «переложить» в сло ва... Нет. это не похоже на неуклюжие тексты концертных и театральных прог- рЗлМмок! Однако заставляет, вспомнить об ‘ах существовании... Наверное, это вообще ОДИН ИЗ труднейших для литератора воп росов; «Как описать музыку?» Знать от вет на такой вопрос равносильно владению одним из самых больших секретов писа тельского мастерства. Но Л. Штуден взял ся за очень нужное и ответственное дело, оттого-то и возникает особая требователь ность к каждой его странице. Большое достоинство книги в том, что автор, рассказывая о тружениках музы кального мира, говорит не только о музы ке, специфике профессии и особенных, свя занных с этим проблемах. «Мелодии судь бы» — книга прежде всего о ' людях, характерах, моральных основах прослежи ваемых им жизней. Это делает ее настоя щим художественным произведением, обра щенным к самой широкой аудитории, интересным и нужным всем. Знакомя нас со своими героями, Лев Штуден поднимает насущные вопросы высокой духовности подлинно человеческого существования, ве дет речь о загадке призвания, обязанности поиска человеком своей сути, прослежива ет возникновение и передачу духовных традиций от поколения к поколению При этом все очерки абсолютно достоведнЫ. Автор сказал читателю о своих героях правду, н только правду. А сами герои очерков, по словам Л . Шту дена, «были выбраны отнюдь не только по признаку их профессионального мастерст ва. Все это — люди редчайшей души и не заурядного человеческого обаяния». Уве рен, что каждый, кто благодаря книге узнает их ближе, согласится с этим. Л. САМАРИН Геннадий Юров. Абориген. Кемеровское кн. над-ао, 1 ^ 82 . Эта книга привлекает к себе читателя прежде всего искренностью и задушевно стью интонации. Центральное место в ней занимает поэма «Абориген». Абориген — вершина, которая господствует над Колы мой и которая в контексте поэмы обретает значение символа Абориген — хозяин этих мест. Ему Подвластны Горные громады. Он рекам, возникающим окрест. Хрустальные роняет водопады. Он существует вне добра и зла. Ему не ведомы Ни зависть и ни ж алость... Достичь его высокого чела Моя поэма П реж де не реш алась... Геннадий Юров всматривается в жизнь глазами поэта, и потому взору его откры ваются такие тайны, которые не может за метить иной банально мыслящий человек. Так, очень интересно .и своеобразно пре ломляется в душе поэта образ получаемой людьми энергии. Энергии, которая берется из природы через боль. Я так скаж у: Источник света — боль. П рироде причиняемая Нами! ■Вы видите: Горят огни в ночи В долинах рек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2