Сибирские огни, 1984, № 5

Б рат посерьезная, сразу постарел». Со снятым сапогом под мышкой замер И на меня, как в детстве, посиоТрел' Задумчивыми грустными глазам я... И вымолвил всего лишь: — Н у и ну... Вам тоже, значит, снится про войну?! Нельзя пройти равнодушно мимо стихо­ творений «Ему не приказали, не просиди...», «Пришествие ко мне отца, Николая Ефимо­ вича, погибшего во вторую мировую вой­ ну», «По пустырю шумливей новостройки», «Празднование дня Победы в Смирновке». Все строки этих стихов — сплошная боль о горьком времени, именуемом войной, но че­ рез эту боль органически проходит любовь к русской земле, уважение к памяти о по­ гибших. И тысячу раз прав поэт, заявляя: И если, эту память оскверня, Через порог ш агнут твой супостаты. То ты пошли на смертный бой меня И я пойду, как мой отеЦ когда-то... Михаил, Пришвин когда-то говорил: «Лю. бить природу — это значит защищать Ро­ дину». Раздумья о судьбе родной сибирской природы составляют большую часть книги Павла Майского. В последние годы мы много и охотно го­ ворим и пишем о защите природы. Но часто ли мы переходим в деле охраны природы от разговоров к конкретным делам? К со­ жалению, нет. Об этой «абстрактной люб­ ви» поэт с горькой иронией говорит: Тайга. Н а словах мы отчаянно любим ее... ■ Н а деле, увы, мы все время ее — покоряем... А смерть постучит — мы в тайгу в женьшень ковыряем, Дерем облепиху и долбим киркой мумиё! Вот и все стихотворение. Тут, как гово- .рится, ни убавить, ни прибавить. Пристально и внимательно вглядывается поэт в окружающий его мир природы. И многое замечает. Вот на месте столетне­ го, высокого и важного, кедра вырос обычный- многоэтажный шлакоблочный дом («Я помню все до. мелочей»), а там какой- то «пижон» на «Москвиче» в Новый год срубил в деревне елку, оставив для людей только пень («Колбинушка»); корчует под новый участок кусты садовод-бодрячок, а на месте звонкого родничка три дачника бурят вручную колонку- («Здесь, в городе память о детстве остра»). Вот. так, по словам поэта, мы «природу укрощаем, что породила нас». В, неза.мысловатом по своему сюжету стихотворении «В Калиновке как-то на ч днях» рассказывается вроде: бы об обыден­ ном, рядовом случае, происшедшем на охо­ те. Кто-то из охотников расставил силки на рябчиков, приладив к ним приманку — калиновую гроздь. Автор находит этого «охотника» на вокзале вместе с двумя пе- реростками-сыновьями. К спине охотника прилипли рябчинные перья... Заканчивается стихотворение уничтожающей строфой: Д а, Там. где блестела эмалью Туристская гордость — значки. Торчали в нагрудном кармане Стальные удавки-силки! Природа не прощает и не простит вар­ варского вмешательства в ее . святая свя­ тых — таков лейтмотив стихотворения «Урок». Пообмелелз сибирская река Кон- ш ...................... , дома, сетует автор, и, наверное, надолго пока не восстановятся леса. Зато в дома ваши, говорит автор,, явились деревянные кровати, ореховые гарнитуры. Не без аро шьи автор резюмирует: и вот пока мы иа кроватях млели, 1?азделав всю квартиру по* орех. Н а Кондоме — все плесы обмелели... Д а что у нас? И с Волгой вышел грех! Не оставят безучастным к судьбе'родной, природы и такие стихи, как «Народ в Тайге у нас чудной», «Тайга, тайга..,», «Моя до­ лина», «Угомонилась вешняя река», «Рейс 210: Новокузнецк—Москва», «Мертвый лес», и др. Это стихи не постороннего на­ блюдателя, а человека, любящего природу, болеющего за ее завтрашний день, за ее благополучие. К сожалению, автор не избежал в своей книге досадных штампов, проходных рифм, избитых сравнений, таких, например: «дет­ ство умчалось, как вешние воды», «облаков седина», «иней белый, как снег» и т. д. В целом книга Павла Майского «Высо­ кие туманы» оставляет отрадное впечатле­ ние, заставляет читателя думать, сопере­ живать. А это, наверное, а есть одно из главных достоинств поэзии, А1НАЮЛИМ СО:РОЮШ Л. Штудеи. Мелодии судь>бьь. Новосибирск, З«п.-Сиб. кн. иэд-ко, 1963. Справедливо говорится: каждый город имеет не только лицо, но и душу. Западно- Сибирское книжное издательство сделало читателям прекрасный подарок — выпусти­ ло книгу очерков о жизни Новосибирска музыкального. Пожалуй, это первая у нас книга такого рода. Тема ее, новизна содер­ жания и художественные достоинства поз­ воляют с полным основанием сказать, что в культурной жизни Сибири произошло очень приятное событие. Думается, многие будут благодарны автору и издательству за кни­ гу о людях, творящих, быть может, наиболее тонкую часть души родного города, да и не только одного города, недаром ведь Но­ восибирск называют столицей Сибири. Два слова ■— «Мелодии судьбы»,— стоя­ щие на обложке, очень точно передают со­ держание книги и главную мысль автора. Герои книги — люди, вся жизнь которых отдана музыке. Это прекрасный педагог, продолжательница династии педагогов-му- зыкантов Мария Алексеевйа Котляревская; создатель и дирижер оркестра народных инструментов Новосибирского радио и те- левидения Иван Матвеевич Гуляев;' выдаю­ щаяся певица Лидия Владимировна Мясни- кова; талантливый новосибирский компози­ тор Аскольд Федорович Муров; преподава­ тель Новосибирской консерватории, человек по-настоящему красивой души Надежда Павловна Мыш; до конца увлеченная целью своей жизни создательница музея П. И, Чайковского Вера Борисовна Горо- дилина. Отмечу обстоятельство чрезвычайно важ ­ ное. Для того, чтобы создать такие очерки, одного желания написать о музыке и му­ зыкантах мало, каким бы сильным. и иск- ренкцм нх .было это желание. Необходдал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2