Сибирские огни, 1984, № 5
Б рат посерьезная, сразу постарел». Со снятым сапогом под мышкой замер И на меня, как в детстве, посиоТрел' Задумчивыми грустными глазам я... И вымолвил всего лишь: — Н у и ну... Вам тоже, значит, снится про войну?! Нельзя пройти равнодушно мимо стихо творений «Ему не приказали, не просиди...», «Пришествие ко мне отца, Николая Ефимо вича, погибшего во вторую мировую вой ну», «По пустырю шумливей новостройки», «Празднование дня Победы в Смирновке». Все строки этих стихов — сплошная боль о горьком времени, именуемом войной, но че рез эту боль органически проходит любовь к русской земле, уважение к памяти о по гибших. И тысячу раз прав поэт, заявляя: И если, эту память оскверня, Через порог ш агнут твой супостаты. То ты пошли на смертный бой меня И я пойду, как мой отеЦ когда-то... Михаил, Пришвин когда-то говорил: «Лю. бить природу — это значит защищать Ро дину». Раздумья о судьбе родной сибирской природы составляют большую часть книги Павла Майского. В последние годы мы много и охотно го ворим и пишем о защите природы. Но часто ли мы переходим в деле охраны природы от разговоров к конкретным делам? К со жалению, нет. Об этой «абстрактной люб ви» поэт с горькой иронией говорит: Тайга. Н а словах мы отчаянно любим ее... ■ Н а деле, увы, мы все время ее — покоряем... А смерть постучит — мы в тайгу в женьшень ковыряем, Дерем облепиху и долбим киркой мумиё! Вот и все стихотворение. Тут, как гово- .рится, ни убавить, ни прибавить. Пристально и внимательно вглядывается поэт в окружающий его мир природы. И многое замечает. Вот на месте столетне го, высокого и важного, кедра вырос обычный- многоэтажный шлакоблочный дом («Я помню все до. мелочей»), а там какой- то «пижон» на «Москвиче» в Новый год срубил в деревне елку, оставив для людей только пень («Колбинушка»); корчует под новый участок кусты садовод-бодрячок, а на месте звонкого родничка три дачника бурят вручную колонку- («Здесь, в городе память о детстве остра»). Вот. так, по словам поэта, мы «природу укрощаем, что породила нас». В, неза.мысловатом по своему сюжету стихотворении «В Калиновке как-то на ч днях» рассказывается вроде: бы об обыден ном, рядовом случае, происшедшем на охо те. Кто-то из охотников расставил силки на рябчиков, приладив к ним приманку — калиновую гроздь. Автор находит этого «охотника» на вокзале вместе с двумя пе- реростками-сыновьями. К спине охотника прилипли рябчинные перья... Заканчивается стихотворение уничтожающей строфой: Д а, Там. где блестела эмалью Туристская гордость — значки. Торчали в нагрудном кармане Стальные удавки-силки! Природа не прощает и не простит вар варского вмешательства в ее . святая свя тых — таков лейтмотив стихотворения «Урок». Пообмелелз сибирская река Кон- ш ...................... , дома, сетует автор, и, наверное, надолго пока не восстановятся леса. Зато в дома ваши, говорит автор,, явились деревянные кровати, ореховые гарнитуры. Не без аро шьи автор резюмирует: и вот пока мы иа кроватях млели, 1?азделав всю квартиру по* орех. Н а Кондоме — все плесы обмелели... Д а что у нас? И с Волгой вышел грех! Не оставят безучастным к судьбе'родной, природы и такие стихи, как «Народ в Тайге у нас чудной», «Тайга, тайга..,», «Моя до лина», «Угомонилась вешняя река», «Рейс 210: Новокузнецк—Москва», «Мертвый лес», и др. Это стихи не постороннего на блюдателя, а человека, любящего природу, болеющего за ее завтрашний день, за ее благополучие. К сожалению, автор не избежал в своей книге досадных штампов, проходных рифм, избитых сравнений, таких, например: «дет ство умчалось, как вешние воды», «облаков седина», «иней белый, как снег» и т. д. В целом книга Павла Майского «Высо кие туманы» оставляет отрадное впечатле ние, заставляет читателя думать, сопере живать. А это, наверное, а есть одно из главных достоинств поэзии, А1НАЮЛИМ СО:РОЮШ Л. Штудеи. Мелодии судь>бьь. Новосибирск, З«п.-Сиб. кн. иэд-ко, 1963. Справедливо говорится: каждый город имеет не только лицо, но и душу. Западно- Сибирское книжное издательство сделало читателям прекрасный подарок — выпусти ло книгу очерков о жизни Новосибирска музыкального. Пожалуй, это первая у нас книга такого рода. Тема ее, новизна содер жания и художественные достоинства поз воляют с полным основанием сказать, что в культурной жизни Сибири произошло очень приятное событие. Думается, многие будут благодарны автору и издательству за кни гу о людях, творящих, быть может, наиболее тонкую часть души родного города, да и не только одного города, недаром ведь Но восибирск называют столицей Сибири. Два слова ■— «Мелодии судьбы»,— стоя щие на обложке, очень точно передают со держание книги и главную мысль автора. Герои книги — люди, вся жизнь которых отдана музыке. Это прекрасный педагог, продолжательница династии педагогов-му- зыкантов Мария Алексеевйа Котляревская; создатель и дирижер оркестра народных инструментов Новосибирского радио и те- левидения Иван Матвеевич Гуляев;' выдаю щаяся певица Лидия Владимировна Мясни- кова; талантливый новосибирский компози тор Аскольд Федорович Муров; преподава тель Новосибирской консерватории, человек по-настоящему красивой души Надежда Павловна Мыш; до конца увлеченная целью своей жизни создательница музея П. И, Чайковского Вера Борисовна Горо- дилина. Отмечу обстоятельство чрезвычайно важ ное. Для того, чтобы создать такие очерки, одного желания написать о музыке и му зыкантах мало, каким бы сильным. и иск- ренкцм нх .было это желание. Необходдал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2