Сибирские огни, 1984, № 5

Очерки, составившие содержание второ­ го тома, группируются вокруг трех основ­ ных вопросов; формирование социалисти­ ческого реализма, взаимосвязи русской ли­ тературы Сибири с литературой малых народов и социальная функция художест­ венной литературы. Что касается разделов, посвященных ли­ тературной критике, авторский коллектив поступил совершенно • верно, рассматривая публицистику и критику как неотъемлемую часть литературного процесса, так как пе­ редовая демократическая публицистика всегда занимала значительное место в ду­ ховной жизни края. Структура подобного издания уже осно­ вательно разработана в нашем литерату­ роведении; обзорно-проблемные главы че­ редуются обычно с монографическими. Но переходя от главы к ’главе, авторы не ме­ ханически переходят от писателя к писа­ телю, а все глубже постигают смысл со* циально-эстетических перемен в литера­ турной жизни Сибири. Каждый очерк- портрет не просто характеризует творчест­ во того или иного художника, но анализирует эволюцию взглядов, развитие этого художника во времени. Проблемно-хронологический принцип по­ строения позволяет с достаточной полно­ той представить и историю и теорию пред­ мета исследования. Теория и история не просто соседствуют в рецензируемом тру­ де, но, взаимно проникая, образуют проч­ ный и цельный сплав, воедино сливающий методологические принципы конкретно-исто­ рического и сравнительно-типологического анализа литературного процесса, который на всех узловых этапах прочтен в слож­ ной диалектике своего развития, в много­ национальном богатстве стилей и форм. Перед авторами неизбежно должен был встать вопрос, на какого читателя рассчи­ тана работа; на специалиста-литературове- да или на широкую аудиторию. Задуман­ ный как исследование академического типа, двухтомник «Очерков» явил собою своеобразный синтез, интересный тип об­ щедоступного и вместе с тем строго науч­ ного труда. Отсюда -—сочетание скрупу­ лезного научно-исследовательского анализа со способностью авторов «заразить» чита­ теля увлеченностью темой. Полезным и перспективным представля­ ется включение в орбиту исследовательско­ го внимания не только «вершинных» явле­ ний литературной сибирики, но и того широкого культурного фона, который пи- тае,т и подготавливает появление всякого выдающегося культурного феномена. Огромное количество подчас малоизвест­ ных или вовсе забытых имен вводится в оборот авторами «Очерков», но движет при этом ими не стремление поразить чи­ тателя количеством упомянутых персона­ лий. Определить место того или иного пи­ сателя в литературной традиции, совме­ стить четкость конкретно-исторических критериев в оценке отдельных явлений с масштабностью теоретических обобще­ ний — вот что руководит авторами двух­ томника при подходе к «звездам второй и третьей величины». В «Очерках» подняты, научно освоены и систематизированы огромные пласты на­ циональной художественной мысли. Твор­ ческие искания писателей «второго ряда», таких как М. Александров, Г. Потанин, Ф. Бальдауф, Ф. Лыткин и др., оказывают­ ся включенными в обшую панораму дина­ мического развития не только литератур­ ной истории Сибири, но всей страны. Отход от схем и предвзятости, желание дать объективную оценку сложным лите­ ратурным явлениям сказываются в трак­ товке и в характеристике творчества «сложных» писателей. В частности, расши­ рительное толкование получает творчество Ат Новоселова, Г. Гребенщикова, А. Соро­ кина и др. Проясняются сибирские корни П. П. Ер­ шова, автора знаменитого «Конька-Гор- бунка», Г. А. Мачтета — автора революци­ онной песни «Замучен тяжелой нево.пей...» С интересом читаешь сибирские страницы биографии Н. А. Полевого, издателя «Мос­ ковского телеграфа», названного В. Г. Бе­ линским «явлением необыкновенным» в журналистике 20—30-х годов. На протя­ жении двух томов читателю постоянно со­ путствуют рлекательны е микрооткрытия из биографий, творчества, казалось, хопо- шо известных поэтов и писателей. За последние десятилетия основательно изменилась методология изучения ' биогоа- фии писателя. В интереснейших работах С. А. Макашина, Б. И. Бурсова, В. Ж д а­ нова и др. всем ходом исследования ут- верждается мысль о том, что деятельность творца входит органическим слагаемым в' то сложное диалектическое единство, ко­ торое именуется личностью писателя. В рецензируемых очерках ценным пред­ ставляется устойчивый интерес к личности писателя (к сожалению, этим отмечен в больтией степени только 1 том). Строго соблюдая принцип объективности, авторы сумели сохранить и донести до читателя ценность и неповторимость человеческой личности художника, что, не снижая на­ учности, придает исследованию живую и небесстрастную интонацию. Интереснейшими страницами яоследова- ния являются разделы, посвященные кон­ тактам литературы с краеведением, не­ сомненно наложьившим печать на специфи­ ку историко-литературного процесса в Си­ бири. Интерес к быту, нравам, фольклору многочисленных сибирских народностей по- своему корректировал жизнь и судьбу от­ дельных литературных направлений, ж ан­ ров, направлял в новое русло и решение проблемы народности. Малоразработанный и .сложный вопрос о том, как многонациональный характер Сибири сказался на русской литературе, рассмотрен в «Очерках» обстоятельно. Ав­ торы совершенно справедливо трактуют инонациональные темы, обращение к этно­ графическому материалу не как эпизоди­ ческие явления экзотического порядка, а как диалектическую закономерность интер­ националистской природы русской литера­ туры в целом. На протяжения всей истории русской литературы Сибири расоматри-ваются раз­ ные формы, уровни контактов русских пи­ сателей с местным сибирским материалом. Если для писателей-романтиков в первую очередь интерес представляла сибирская, экзотика (Я к у т и я ,Б у р я т и я представали своеобразным аналогом традиционному из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2