Сибирские огни, 1984, № 5
Очерки, составившие содержание второ го тома, группируются вокруг трех основ ных вопросов; формирование социалисти ческого реализма, взаимосвязи русской ли тературы Сибири с литературой малых народов и социальная функция художест венной литературы. Что касается разделов, посвященных ли тературной критике, авторский коллектив поступил совершенно • верно, рассматривая публицистику и критику как неотъемлемую часть литературного процесса, так как пе редовая демократическая публицистика всегда занимала значительное место в ду ховной жизни края. Структура подобного издания уже осно вательно разработана в нашем литерату роведении; обзорно-проблемные главы че редуются обычно с монографическими. Но переходя от главы к ’главе, авторы не ме ханически переходят от писателя к писа телю, а все глубже постигают смысл со* циально-эстетических перемен в литера турной жизни Сибири. Каждый очерк- портрет не просто характеризует творчест во того или иного художника, но анализирует эволюцию взглядов, развитие этого художника во времени. Проблемно-хронологический принцип по строения позволяет с достаточной полно той представить и историю и теорию пред мета исследования. Теория и история не просто соседствуют в рецензируемом тру де, но, взаимно проникая, образуют проч ный и цельный сплав, воедино сливающий методологические принципы конкретно-исто рического и сравнительно-типологического анализа литературного процесса, который на всех узловых этапах прочтен в слож ной диалектике своего развития, в много национальном богатстве стилей и форм. Перед авторами неизбежно должен был встать вопрос, на какого читателя рассчи тана работа; на специалиста-литературове- да или на широкую аудиторию. Задуман ный как исследование академического типа, двухтомник «Очерков» явил собою своеобразный синтез, интересный тип об щедоступного и вместе с тем строго науч ного труда. Отсюда -—сочетание скрупу лезного научно-исследовательского анализа со способностью авторов «заразить» чита теля увлеченностью темой. Полезным и перспективным представля ется включение в орбиту исследовательско го внимания не только «вершинных» явле ний литературной сибирики, но и того широкого культурного фона, который пи- тае,т и подготавливает появление всякого выдающегося культурного феномена. Огромное количество подчас малоизвест ных или вовсе забытых имен вводится в оборот авторами «Очерков», но движет при этом ими не стремление поразить чи тателя количеством упомянутых персона лий. Определить место того или иного пи сателя в литературной традиции, совме стить четкость конкретно-исторических критериев в оценке отдельных явлений с масштабностью теоретических обобще ний — вот что руководит авторами двух томника при подходе к «звездам второй и третьей величины». В «Очерках» подняты, научно освоены и систематизированы огромные пласты на циональной художественной мысли. Твор ческие искания писателей «второго ряда», таких как М. Александров, Г. Потанин, Ф. Бальдауф, Ф. Лыткин и др., оказывают ся включенными в обшую панораму дина мического развития не только литератур ной истории Сибири, но всей страны. Отход от схем и предвзятости, желание дать объективную оценку сложным лите ратурным явлениям сказываются в трак товке и в характеристике творчества «сложных» писателей. В частности, расши рительное толкование получает творчество Ат Новоселова, Г. Гребенщикова, А. Соро кина и др. Проясняются сибирские корни П. П. Ер шова, автора знаменитого «Конька-Гор- бунка», Г. А. Мачтета — автора революци онной песни «Замучен тяжелой нево.пей...» С интересом читаешь сибирские страницы биографии Н. А. Полевого, издателя «Мос ковского телеграфа», названного В. Г. Бе линским «явлением необыкновенным» в журналистике 20—30-х годов. На протя жении двух томов читателю постоянно со путствуют рлекательны е микрооткрытия из биографий, творчества, казалось, хопо- шо известных поэтов и писателей. За последние десятилетия основательно изменилась методология изучения ' биогоа- фии писателя. В интереснейших работах С. А. Макашина, Б. И. Бурсова, В. Ж д а нова и др. всем ходом исследования ут- верждается мысль о том, что деятельность творца входит органическим слагаемым в' то сложное диалектическое единство, ко торое именуется личностью писателя. В рецензируемых очерках ценным пред ставляется устойчивый интерес к личности писателя (к сожалению, этим отмечен в больтией степени только 1 том). Строго соблюдая принцип объективности, авторы сумели сохранить и донести до читателя ценность и неповторимость человеческой личности художника, что, не снижая на учности, придает исследованию живую и небесстрастную интонацию. Интереснейшими страницами яоследова- ния являются разделы, посвященные кон тактам литературы с краеведением, не сомненно наложьившим печать на специфи ку историко-литературного процесса в Си бири. Интерес к быту, нравам, фольклору многочисленных сибирских народностей по- своему корректировал жизнь и судьбу от дельных литературных направлений, ж ан ров, направлял в новое русло и решение проблемы народности. Малоразработанный и .сложный вопрос о том, как многонациональный характер Сибири сказался на русской литературе, рассмотрен в «Очерках» обстоятельно. Ав торы совершенно справедливо трактуют инонациональные темы, обращение к этно графическому материалу не как эпизоди ческие явления экзотического порядка, а как диалектическую закономерность интер националистской природы русской литера туры в целом. На протяжения всей истории русской литературы Сибири расоматри-ваются раз ные формы, уровни контактов русских пи сателей с местным сибирским материалом. Если для писателей-романтиков в первую очередь интерес представляла сибирская, экзотика (Я к у т и я ,Б у р я т и я представали своеобразным аналогом традиционному из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2