Сибирские огни, 1984, № 5
—Двойная природа фольклора делает его в данном отношении культурным посредни ком (т. 2, с. 58). Бурное развитие повество вательной прозы в некоторых странах, осо бенно в странах Лдтинской Америки,' не в последнюю очередь объясняется тем, что там фольклор и, соответственно, мифо логия сохранились в качестве живой тради ции, играющей важную роль во всех облас тях жизни общества. Отдавая должное латиноамериканской литературе, необходимо отметить; «живая МИФ 01 ЛОГИЯ» сохранилась и у нас. Особенно это характерно для народов Сибири. Сей час появляется все больше публикаций и исследований по данной теме. Учеными СО АН СССР задумано фундаментальное 60-томное издание фольклора, причем орга низационный этап этого грандиозного пред приятия уже завершен. Заключая краткое рассмотрение проблем, связанных с выходом энциклопедии, хочет ся высказать ряд замечаний. В настоящем издании не всегда последовательно осу ществляется группировка различных мифо логий, выделяемых по этническим, лингви стическим, конфессиональным и региональ ным признакам. В принципе -такая взаимо дополняющая классификация вполне при емлема, однако не совсем понятно,— да простят нас авторы за взгляд с «сибирской колокольни»!— почему заметки, например, о мифах догонов или йоруба не помешали дать обобщающую статью по африканской мифологии, а такого же обобщения для Сибири не сделано. На наш взгляд, такая статья просто необходима, поскольку в процессе длительных контактов и взаимо влияний духовная культура сибирских на родов приобрела ряд специфических черт, отличающих ее от других регионов. Пред ставляется также необходимым дополнить издание персоналиями наиболее известных мифологов, что могло бы существенно оживить историографию. В целом же необходимо еще раз подчерк нуть, что энциклопедия «Мифы народов мира»— высокопрофессиональная работа людей, которые знают и любят свое дело. Выявление как национальных, так и общих для всего человечества мифологических традиций помогает важнейшему делу эсте тического и нравственного становления личности. Ведь, как очень точно заметил У. Фолкнер,.человек — это «сумма своего прошлого». Только поняв и ощутив тради цию, мы можем определить свое место в настоящем и устремиться дальше, в будущее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2