Сибирские огни, 1984, № 5

—Двойная природа фольклора делает его в данном отношении культурным посредни­ ком (т. 2, с. 58). Бурное развитие повество­ вательной прозы в некоторых странах, осо­ бенно в странах Лдтинской Америки,' не в последнюю очередь объясняется тем, что там фольклор и, соответственно, мифо­ логия сохранились в качестве живой тради­ ции, играющей важную роль во всех облас­ тях жизни общества. Отдавая должное латиноамериканской литературе, необходимо отметить; «живая МИФ 01 ЛОГИЯ» сохранилась и у нас. Особенно это характерно для народов Сибири. Сей­ час появляется все больше публикаций и исследований по данной теме. Учеными СО АН СССР задумано фундаментальное 60-томное издание фольклора, причем орга­ низационный этап этого грандиозного пред­ приятия уже завершен. Заключая краткое рассмотрение проблем, связанных с выходом энциклопедии, хочет­ ся высказать ряд замечаний. В настоящем издании не всегда последовательно осу­ ществляется группировка различных мифо­ логий, выделяемых по этническим, лингви­ стическим, конфессиональным и региональ­ ным признакам. В принципе -такая взаимо­ дополняющая классификация вполне при­ емлема, однако не совсем понятно,— да простят нас авторы за взгляд с «сибирской колокольни»!— почему заметки, например, о мифах догонов или йоруба не помешали дать обобщающую статью по африканской мифологии, а такого же обобщения для Сибири не сделано. На наш взгляд, такая статья просто необходима, поскольку в процессе длительных контактов и взаимо­ влияний духовная культура сибирских на­ родов приобрела ряд специфических черт, отличающих ее от других регионов. Пред­ ставляется также необходимым дополнить издание персоналиями наиболее известных мифологов, что могло бы существенно оживить историографию. В целом же необходимо еще раз подчерк­ нуть, что энциклопедия «Мифы народов мира»— высокопрофессиональная работа людей, которые знают и любят свое дело. Выявление как национальных, так и общих для всего человечества мифологических традиций помогает важнейшему делу эсте­ тического и нравственного становления личности. Ведь, как очень точно заметил У. Фолкнер,.человек — это «сумма своего прошлого». Только поняв и ощутив тради­ цию, мы можем определить свое место в настоящем и устремиться дальше, в будущее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2