Сибирские огни, 1984, № 5
щ и х п е р в и ч н ы х схем — так называемых «архетипов» ( т, 1, с. 110—111). Проникая из бессознательного (его нижнего яруса — «коллективного бессознательного») в соз нание и наполняясь содержанием конкрет ного опыта, архетипы трансформируются в образы, обладающие огромной эмоциональ ной силой. Каждое произведение литературы, по скольку оно оперирует обобщенными, типи ческими образами, может быть истолковано и в терминах мифа — об этом очень емко сказал Томас Манн, объясняя тематику своей грандиозной тетралогии «Иосиф и его братья». Формулировка типического прои сходит, конечно, на разных уровнях, в за висимости от конкретного материала. И, ко нечно же, нет никакой необходимости ко всем выделенным типам механически при клеивать приставку «древний»— такой «панмифологизм» ничего, кроме вреда, не принесет. Однако сейчас хотелось бы под черкнуть не эту самоочевидную истину, а то, что в распознавании древних формул, сложившихся в эпоху утверждения челове ка относительно окружающего мира, в ут верждении личности в отношении к бессоз нательной массе заключается волнующая и глубоко творческая сила мифологии. Механизм наследования архетипов пока не ясен. Ясно лишь одно; простое использо вание отдельных мифологических персона жей или даж е сцен в художественном про изведении еще не является достаточным ос нованием для отнесения его к классу Мифо логизирующей литературы. Как показыва ет анализ творчества известных представш телей «мифологического» в литературе XX века — от Джойса до Хуана Рульфо, наиболее плодотворным является внедре ние- мифологических основ в конкретный материал повествования (или, быть может, выявление их в реальной жизни?), когда «уподобленные архаическим ходы фанта зии активно выявляют в заново созданной образной структуре простейшие элементы человеческого существования, придавая це- лому глубину и перспективу» (т. 2 с. 61). За счет этого автор получает дополнитель ное пространство (и, соответственно, вре мя) для разработки своих идей. Символиче ский характер мифологии дает, например, Гарсиа Маркесу возможность в небольшой по об-ьему книге «Сто лет одиночества» представить одну из самых грандиозных эпопей в историк литературы. Здесь неизбежно возникает противоречие между обобщенной символикой и конкрет но-историческими реалиями. Об этом гово рили почти все ведущие специалисты — как литературоведы, так и этнологи,— и, под час весьм.а остро, осознавали сами писате ли. Однако почти все они делали упор на метафизичность, .этой оппозиции. Подчас и советская критика проникалась этими иде ями и высказывалась о том, ч-го два дан ных плана в литературе фактически не совместимы.. Разумеется, здесь прежде всего необхо димо чувство строгой меры, отсутствие ко торой может неблагоприятно сказаться на творчестве самых талантливых писателей. Ведь мифологизирующая литература нахо дится в определенном противоречии не только с конкретными событиями, но и с самим мифом. Как известно, Карл Маркс подчеркивал «бессознательно-художест венный» характер мифотвор>(!!Ства', тогда как для новейшей литературы, использу ющей мифы, характерны высокий уровень ав-торефлексии и самописания (т. 2, с. 62), который подчас может вырождаться в до сужее умствование. Точного рецепта: сколь ко ложек мифа надо добавить на опреде ленное количество истории,— не даст никто. Здесь необходимо открыто сказать о проблеме, которую иногда слишком рети вые . зоилы пытаются использовать -для дискредитации самой идеи применения ми фов в художественном творчестве. Не сек рет, что усиление интереса к мифологии в определенной степени связано со становле нием модернистской литературы. Здесь можно перечислить романы Джойса, поэмы Т. С. Элиота, драмы Кокто и Ануя, целый ряд других произведений. В естественной целостности мифа модернисты видели и ви дят антитезу разъятому отчуждением современному миру, своего рода якорь в неудержимом течении истории. Поэтому в произведениях этой ветви , мифологизиру ющей литературы можно обнаружить много болезненного, подчас даже консервативного. К числу общих признаков мифологизиру ющей литературы относится тот факт, что во всех ее произведениях, быть может, с наибольшей силой используется в качестве полноправного эстетического фактора недо» сказанное. Однако действенность его обус ловлена строгой системной связью с внеш ними символами-мифами — в полном соот ветствии с законом, сформулированным еще Хемингуэем: «...можно опускать что угодно при условии, если ты знаешь, что опускаешь, тогда это только укрепляет сюжет и читатель чувствует, что за на- писанным есть что-то, еще не раскрытое». Если это не соблюдается, то получаю-(ся только глубокомысленные намеки на пустое место — зрелище крайне удручающее. Возникает подчас и проблема другого рода — расширительного толкования раз личных теькстов как мифологических. Это связано с распространением понятия «миф» на так называемые «вечные образы»— такие, как Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот, Гамлет, Робинзон Крузо. Один из предста вителей ритуально-мифологической школы в литературоведении. Т. Д. Уиннер, в спе циальной статье препарировал даже твор чество Чехова. В частности, «Дуэль», «Кня гиню» и «Чайку» он свел к мифу о Нар циссе, «Душечку»— к «Амуру и Психее» .Апулея, «Черного монаха»— к Фаусту, Треплева из «Чайки»— к Гамлету, «Попры гунью»— к Анне Карениной. Не вдаваясь в подробности и тонкости подобных «префи- гураций», можно отметить, что при доста точно большом желании мифологические об разы и структуры — именно вследствие их универсальности — можно выделить практи чески в любом художественном тексте. Как уже говорилось выше, мифология послужила ' основой формирования соб ственно литературных жанров, но, как пра вило, уже не в «чистом виде» а в переос мысленной, фольклорной, форме. «Народ ная поэзия по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако, ка.к явление ис кусства,— примыкает к литературе,— отме чают авторы соответствующей статьи. ' К. М а р к с, Ф. Э н г е л ь с . Соч., 2-е изд., т. 12, с. 737. ■ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2