Сибирские огни, 1984, № 5

дают начало ..человечеству, либо оеновыва- ют город или госудаство и делают первые общественные установления (заметим, что В мифологии сотворение мира и учреждение общества приравниваются одно к другому), Легче всего, конечно, объявить этот сюжет «бродячим». Дело в том, однако, что все народы на определенной стадии своего раз­ вития прошли через универсальное для всех них экзогамное социальное устройство, при котором общество делится па две поло­ вины, два рода, поддерживающие между собой брачные и экономические отношения. Обе экзогамные половины, с одной сторо­ ны, сотрудничали, а с другой, выступали в качестве соперников. Соответственно, в рамках противопоставления «мы — они» все положительное приписывалось своему роду, все отрицательное — другому. На этой основе и вырастали упомянутые близ- нечные мифы. Пожалуй, неменьшей популярностью в мировой мифологии пользуются сказания о том, что вселенная образовалась из тела умерЬцвленного гиганта. По древнекитайско­ му мифу изначальный великан Пань-гу, умерев, образовал собой космос: его тело стало землей, голова — небом, глаза — солн­ цем и луной и т. д. Древними индийцами это деяние приписывалось титану Пуруше, древними греками — Зевсу, у скандинавов его героем выступал гигант Имир, у фин­ нов — богиня Илматар. Впоследствии на основе подобных мифов возникла популяр­ ная концепция микро- и макрокосма: тело человека уподоблялось вселенной (и на­ оборот), голова отождествлялась при этом с небом, ноги — с землей. В родовом об­ ществе личности в нашем понимании не су­ ществует, ибо коллективное производство и'потребление нивелировали индивидуаль­ ные различия. Каждый отдельно взятый индивид был равнозначен, и любому друго- ■му, и всему коллективу в целом. Это и при­ водило к представлению о тождестве от­ дельного человека обществу, которое, в свою очередь, приравнивалось ко вселен­ ной. Изначальных гигантов, богов и вели­ канов, . сотворивших из своего тела космос, можно в таком случае понимать как персо­ нификацию родового коллектива, мысляще­ гося единым огромным человеческим телом. Можно привести много других примеров того, как подчас поразительное сходство мифов, принадлежащих никогда не контак­ тировавшим друг с другом народам, объяс няется причинами типологического порядка, обусловленными, в свою очередь, сходны­ ми социально-экономическими и ьсулътур- ными условиями. Мифология представляет собой сложное явление духовной культуры, послужившее истоком и для идеологии, и для многих видов искусства. Особые отношения связы­ вают ее со СЛ 0 ВССНЫ 1 М художественным творчеством — литературой. Можно считать установленным, что самостоятельные лите­ ратурные тексты формируются по мере ут­ раты мифологическими структурами своего культового значения. По справедливому за­ мечанию С. С. Аверинцева, литература тес­ но связана с мифологией, причем не толь­ ко в плане генетическом, но и по общему для- них типу отражения действительности.. В своем развитии эта взаимосвязь прошла несколько стадйй. Наиболее важная — вы­ деление Н8 мифологии фольклора (сказки, легенды и предания, эпос), на базе которог го и формируется собственная авторская литература, где мифы используются уже не в «чистом», а в существенно переработан­ ном виде. Вергилий, например, разработал структуру мифологического образа, симво­ лическая значимость которого преобладала над его конкретной образностью. Подобное «аллегорическое» направление активно развивалось впоследствии в религиозных сочинениях, достигнув наивысшего уровня формализации у классийистов. Нарочитому . и претенциозному преклонению перед ми­ фической архаикой в позднем романтизме противостояло сознательное забвение.(час­ то в сочетании с неосознанным использова­ нием) мифй в пользу конкретной истории у представителей критического реализма. По необходимости кратко упомянув об этих этапах, - мы хотели бы особо остановиться на взаимодействии мифологии с литерату­ рой последнего столетия, наиболее харак­ терном с этой точки зрения- Как уже отмечалось, а конце XIX— на­ чале XX веков начался подлинный «мифо­ логический» бум. который, к счастью, и не думает заканчиваться. Этому способствует широкое использование для осмысления мифов и связанного с ними фольклора дан­ ных современной науки Если в первой по­ ловине нашего столетия это были, прежде всего, достижения психологии (психоана­ лиз). то за последнее десятилетие '-лавное место заняли дисциплины, посвященные изу­ чению информации. Для каждого большого этапа в развитии науки можно выделить ее стержневые ка­ тегории —- такие, как Сила. Движение или Энергия В наше время такой основой, не- со.мненно. является Информация, Разрабо­ танные в ее русле кояцеппии плодотворно применяются практически во всех областях знания (кибернетика, генетика и т. д.). Так и в мифологии: применение методов семио­ тики показало, что мифы предсталяют со­ бой универсальные знаковые системы, фик­ сирующие опьгт поколений. Категория памяти относится, несомненно, к числу важнейших в социальных структу­ рах. Ведь без нее невозможно общение, а следовательно, и общность, общество. «Па­ мять,— писал академик Д. С. Лихачев,— одно из важнейших свойств бытия: мате­ риального, духовного, просто человеческо­ го...» И далее: «Путем памяти накаплива­ ется добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые на­ выки, семейный уклад, общественные ин­ ституты...» Развитие и дифференциация об­ щественного сознания подрывает монопо­ лию мифологии, появляется специализиро­ ванная «наука памяти»— история. Однако заключенная в мифах информация, основ­ ные истины, сформиров.авшиеся в процессе социогенеза, продолжают играть важней­ шую роль в соединении родов и поколений. Ну, а если эти предписания и запреты на­ рушаются — значит, распалась связь времен! В чем же заключается та особая сила воздействия, свойственная мифологическим текстам всех времен? ПожаЛуй, наиболее последовательно ответил на этот вопрос швейцарский ученый Карл Густав Юнг. Исследуя различные сферы человеческого воображения, он выделил ряд наиболее об-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2