Сибирские огни, 1984, № 5
текстом, из которого затем развиваются эпос, сказка, баллада, лирическая поэзия. При некоторой близости мифологии ху дожественному творчеству вообще, между ними налицо принципиальные различия. Не нужно доказывать, что мифу, присущи мно гие чрезвычайные архаические особенно сти. Мифологическое сознание, например, с легкостью пренебрегает элементарными законами формальной логики. Это дало основание известному французскому учено му Л. Леви-Брюлю выдвинуть в свое вре мя теорию о дологическом характере пер вобытного мышления в целом. По его мне нию, в области коллективных представле ний, к которым принадлежат мифы, древ ний человек руководствовался не логикой, а мистическим сопричастием между самы ми разнородными явлениями, произвольно возникавшими в его сознании и полностью непроницаемыми для практического опы та. Нешерно истолковывающие Л. Леви- Брюля эпигоны принялись даже твердить об «ущербности» опутанного мифологией мыш ления «низших» народов, противопоставляя ему высокий интеллект европейских наций. Не приходится, однако, сомневаться, что мифологическое мышление — исторически обусловленный этап развития сознания; не мало его пережитков можно насчитать и в современной европейской культуре. Более важна другая сторона проблемы. В послед нее время все большее число ученых-естест- венников приходят к выводу о том, что во многих отношениях мифопоэтическое миро восприятие по своему духу ближе к новей шим физическим теориям, чем, скажем, современное обыденное сознание. Давно уже отмечено, что пространственно-времен ные представления первобытности весьма созвучны основам релятивистской физики. Формальная логика, например, не в состоя нии разрешить противоречие, состоящее в том, что для объектов, движущихся с раз личной скоростью, время течет по-разному. В мировом же фольклоре чрезвычайно распространен сюжет о том, как герой про водит в тридесятом царстве несколько ча сов или дней, а вернувшись домой, обнару живает, что прошли годы или столетия. Подтверждается вывод о том, что архаич ная мифология в определенном смысле бли же к Эйнштейну, чем к Ньютону. Обилие в мифологии и фольклоре ярких образов, нагромождение фантастики соз дают впечатление неупорядоченного много образия. Специальные исследования, одна ко, показывают, что это далеко не так. Од ним из первых, кто Начал структурное изу чение фольклора, был выдающийся совет ский исследователь В. Я. Пропп. Ему уда лось доказать, что кажущаяся произволь ность сюжетов русских волшебных сказок на деле оборачивается весьма определен ными закономерностями и зависимостями. Проанализировав большой фактический материал, В. Я. Пропп заключил. Что все сюжетное богатство сказочного фолькаюра определяется несколькими десятками 'ф а бульных ходов-функций, различные комби нации которых и создают видимость неис черпаемого многообразия. Новые сказки создаются не путем произвольного фанта зирования, но при помощи «нанизыв.ания» на достаточно устойчивую «кристалличе скую решетку» (составляющую специфику сказочного жанра) традиционных персона, жей и обстоятельств. Иными словами, фоль клорные повествования строятся псь опре деленному шаблону, который, на первый взгляд, не всегда виден сразу. И хотя сказ ка уже довольно существенно отличается от мифа, прежде всего своим ярко выра женным социальным кодом (т. 2 , 'с. 442), однако выделенные В. Я. Проппом законы являются существенными для всего худо жественного творчества древности, В настоящее время широкой извест ностью пользуются исследования француз ского культуролога К. Леви-Стросса, наи более продуктивно работающего в области структурного анализа. Главное содержание его концепции сводится к тому, что мифо логическое мышление качественно не отли чается от научного, у него лишь иные за дачи и иная внешняя форма, логика же ми фа не менее тонка и взыскательна, нежели логика научного текста. В целом такое мнение можно считать оправданным; пред ставление о противоречивости и запутан ности мифа возникает у исследователей по тому, что им, как правило, неизвестны зна чения всех составляющих его элементов. Здесь напрашивается сравнение с языком: если нам знакомы лишь отдельные слова, то стройная, образованная по всем прави лам грамматики речь будет воспринимать ся как невнятное бормотание. Структурные же исследования и призваны выявить грам матику мифа. Но это лишь часть проблемы. Структура мифа не существует кйк нечто застывшее и неизменное. Его образы мно гозначны и семантическими связями соеди нены с другими. В силу этого они легко взаимозаменяются, что приводит к переко дировке текста при сохранении прежней структуры. С точки зрения внешней два самостоятельных мифа могут не иметь меж ду собой, казалось бы, ничего общего, но фактически они. будут дублировать друг друга. Новый метод позволяет глубже проникнуть в духовный мир архаических культур, постичь своеобразие присущего им мировосприятия. Не случайно, что работы К. Леви-Стросса, основателя этого метода, пользуются огромной популярностью не ■ только у специалистов, а по значению их сравнивают со знаменитой «Золотой ветвью» Дж . Фрезера, открывшей в свое время для европейцев своеобразный мир первобытной культуры.’ Марксистское понимание сущности мифо логии, вбирая в себя рее ценное из накоп- ■ ленного в этой области, обращает особое внимание на социальную подоплеку этого сложного феномена. Уже при самом' поверх ностном знакомстве,с мифами разных наро дов бросается в глаза, что среди них мно го похожих друг на друга буквально как две капли воды. Возьмем, к примеру, широ ко распространенные дуалистические пред ставления. "Гак, иранцы считали, что миром управляют два божества — добрый ' Ор- музд'и злой Ариман, между которыми идет непрестанная борьба. В христианской рели гии им соответствуют бог и дьявол. В мифах многих сибирских народов мир творится двумя демиургами— добрым и злым. Сю да следует добавить генетически родствен ные этим легендам известные едва ли не всем народам предания о двух героях, братьях ПО; крови, но в то же время и со перниках. Близнецы либо творят мир в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2