Сибирские огни, 1984, № 5
вении легковерный простой народ. Такое понимание религии и мифологии бесспорно ошибочно, ибо игнорирует глубокие объек тивные корни этих сложных явлений духов ной культуры. Накопление фактических данных и по- пытки более глубокого их осмысления при вели к появлению в XIX веке новых теорий. Одной из наиболее популярных стала так называемая концепция «болезни языка», предложенная известным английским иссле дователем древней Индии Ма.ксом Мюлле ром. Существо ее сводится к тому, что не достаток абстрактных понятий в языке вы нуждал первобытного человека обозначать природные предметы и явления метафора ми, истинное происхождение которых по степенно забывалось, отчего якобы и воз никли искажающие реальность мифологи ческие представления. Так, например, упот ребление по отношению к солнцу слова «ходить» привело к представлению о нем как о живом существе, способном не толь ко двигаться, но и мыслить и чувствовать. Не менее распространенной была в прош лом веке теория, согласно которой боль шинство мифов представляют собой не что иное, как метафорическое описание разного рода метеорологических явлений (отсюда и ее название — «метеорологическая тео рия»)—гроз, бурь, затмений солнца и луны I и т. п. Названные концепции оказали силь ное влияние, в частности, на русских иссле дователей — А, Н. Афанасьева, Ф. И. Бус лаева, А. А. Потебню и др. Несмотря на то, что теории эти давно уже отвергнуты наукой, рецидивы их время от времени можно встретить и в наши дни. Большой шаг вперед в изучении мифоло гии был сделан в конце прошлого и осо бенно в нынешнем столегии. Прежде все го, исследователями было признано, что миф — это не просто лит^атурный текст (письменный или устный), описывающий некие фантастические события и призван ный удовлетворять одни лишь эстетические потребности. Этнографические разыскания привели к выводу, что сфера применения мифа намного шире, а существо его приро ды — глубже. Он пронизывает всю перво бытную культуру человечества, выступая в роли идеальных моделей, идеологически оформляющих поведение и систему ценно- 1 стей человека в традиционном обществе. Все сколько-нибудь важные стороны жизни , получают религиозно-мцфологическое обос нование. Таким образом, подтвердилось высказанное Карлом Марксом положение о том могущественном влиянии на челове ческий род, которое оказывает созданная воображением неписаная литература мифов, легенд, преданий Любая существенная ситуация, с которой приходилось сталкиваться первобытному человеку, имела свой мифологический пре цедент; действия' и обряды, совершавшие ся, скажем, при заключении брака, рожде нии ребенка или смерти, выполнялись по одному и тому же некогда установленному образцу. В словесной форме он реализовал ся в виде мифа о божественном предке, в незапамятные времена совершившем необ ходимые, с точки зрения мифологического * сознания, церемонии, завещанные затем ' См. архив Маркса и Энгельса, т. IX, с. 45. потомкам. Можно сказать, что неразреши мых ситуаций (с позиции сознания, разу меется) перед первобытным человеком не вставало, на любой самый .неожиданный случай жизни имелся готовый шаблон по ведения в виде соответствующего мифа, в согласии с которым и надлежало действо вать. На все вопросы был готов ответ, содержащийся в мифологических повество ваниях о предках, поэтому миф можно рассматривать как универсальное для архаических обществ средство регуляции, в первую очередь социальных отношений. С его помощью коллектив поддерживал свою целостность и нормальное функциони рование. Мифо.тогия, таким образом, пред стает в качестве концентрации совокупвсь- го опыта коллектива, опыта, облеченного в яркую и наглядную художественпо-псэти- ческую форму, которая развивается по своим сложным законам, но в конечном счете, несмотря на очевидную фантастич ность, связана с реальной жизнью и практикой. Сказанное подводит к еще одной проб- лем,е, также достаточно полно отображен ной в двухтомнике. Специалистами давно обсуждается вопрос о соотношении мифа и ритуала. Не входя в подробности, отметим, что миф и ритуал тесно друг с другом свя заны, и это име"т самое непосредственное отношение к истории культуры. Хорошо из вестно, что многие мифы представляют со бой не что иное, как словесное сопровож дение того или иного ритуала, исполнявше гося во время религиозных празднеств и церемоний, т. е. своего рода либретто к оп ределенному драматическому действу (т. 1, с. 13). Чисто литературными же текстами они стали намного позднее, когда первона чальное их назначение уже утратило свой смысл. Существует, например, мнение, что целый ряд древнекитайских мифов — это текстовая запись религиозно-магических церемоний, в ходе которых жрецы, пере воплощавшиеся в персонажей мифа, вос производили важнейшие моменты сотворе ния мира и его преобразования мифическим героем. То же можно сказать о популярном в древности (особенно в’ Египте и па Ближ нем Востоке) цикле сказаний об умираю щем и воскресающем божестве (Осирис, Адонис, Таммуз), символизирующем вечное возрождение растительности и торжество самой жизни. Посвященные ему праздники носили характер массовых драматических представлений на мифологические сюжеты. Из античности следует вспомнить знамени тые элевсинские мистерии— аграрные празднества, разыгрывавшиеся на тему ми фов о Деметре и Персефоне. Отголоски по добных мифологизированных представлений можно увидеть в пышных народных карна валах, популярных в средние века и частич но доживших до наших дней. Наконец, нельзя не сказать и о шаманских камлани ях, являющихся, по сути, театрализованным действием с перевоплощением и соответ ствующим эффективным воздействием на зрителя. Таким образом, драматизирован ные мифологические сюжеты лежат у исют ков выросшего на их основе театра с еьх) ведущими жанрами — драмой, трагедией, комедией. Постепенно Отделяясь от гьре^- метно-чувственного пластического субтрата, миф становится собственно литер-атурным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2