Сибирские огни, 1984, № 5

мацию о происхождении и значении разного рода религиозно-мифологических представ­ лений и культов народов практически все­ го земного шара. Наконец, значение двух­ томника определяется с точки зрения чис­ то научной. Каждая из составляюпих его статей написана квалифицированным спе­ циалистом с учетом последних научных ре­ зультатов и снабжена соответствующим списком литературы, с помощью которой можно более обстоятельно ознакомиться с проблемой. Для ученого, занимающегося исследованием традиционной духовной культуры, «Мифы народов мира»— незаме­ нимое пособие. Двухтомник построен по принципу эн­ циклопедического словаря; расположенные в алфавитном порядке статьи посвяще­ ны — каждая —.либо определенному пер­ сонажу, либо том у . или иному понятию, сюжету, реалии. Значительное число ста­ тей носит обобщающий характер. Причем одни излагают главное содержание и о п т сывают основные .отличительные Черты той или иной мифологической системы, скажем древнеарабской' или китайской; другие освещают наиболее важные и универсаль­ ные категории мифологического мышления («время мифическое», «древо мировое» в т. п.); третьи рассматривают вопросы тео^ рии мифологии. Много специальных статей отведено тематическим циклам .мифов — близнечным, колесничным, лунарным. кос­ могоническим и т. д.; немало внимания уделено предметам и явлениям, на первый взгляд несколько неожиданным, но, как оказывается, наполненным в ми4»логии глубоким символическим смыслом. В пер­ вом томе помещейа обширная вводная статья, написанная двумя ведущими в на­ шей стране исследователями мифологии С. А. Токаревым и Е. М. Мелетинским: о происхождении, сущности и особенностях мифологического мышления, где к р а тм из­ ложены основные этапы изучения мифоло­ гии и дана достаточно целостная картина современного состояния названных проблем. Уникальность издания определяется, ь первую очередь, колоссальным по объему мифологическим материалом, в нем заклю­ ченным; практически все сколько-нибудь значительные мифологические системы пред­ ставлены здесь в концентрированном виде. Значительная часть материала вводится в широкий (в том числе и научный) оборот впервые. Возьмем, к примеру, мифологию народов зарубежного Дальнего Востока — китайцев, корейцев, японцев. Что касается китайских мифов, то, кроме уже называв­ шейся книги Юань Кэ и незначительного числа сугубо научных публикаций, в распо ряжении читателя ничего более не было,- если не считать дореволюционных работ П. С. Попова и С. Георгиевского, давно уже ставших библиографической ред­ костью. Между тем, данная мифологическая система во многих отношениях не знает себе равных: существование на протяжении нескольких тысячелетий непрерывной пись­ менной традиции обусловило то. что в ру­ ках исследователей оказался ценнейший материал, позволяющий проследить транс­ формацию многих мифологических сюжетов и образов в их органическом развитии. С этой точки зрения статьи по китайской мифологии, написанные Б. Л. Рифтиным и помещенные в двухтомнике, вызывают особый интерес. Познакомившись с ними, читатель узнает о великих богах и героях китайской древности, даоских и буддист­ ских святых и магах, о сложных космоло­ гических и религиозно-философских пред­ ставлениях, составлявших основу одной из наиболее своеобразных культур Востока. Еще менее, чем китайские, были изв%ст- ны мифы корейцев и японцев. Сложные этногенез и история этих народов опреде­ лили и характер их мифогЬогии. Так, напри­ мер, легенды и предания корейцев, внима­ тельно проанализированные и изложенные Л. Р. Концевичем, причудливо сочетают в себе как южные элементы, так и элементы явно ‘Северного происхождения (культ мед­ ведя, березы, шаманистические черты). ■Последние генетически связаны с культурой народов Сибирн, часть которых (в первую очередь—^тунгусо-маньчжуры), по мнению исследователей, принимала участие в фор­ мировании древнекорейской народности. Знакомство с японскими мифами показы­ вает их значительную архаичность, а также глубокую самобытность, обусловленную, вероятно, длительной изоляцией японцев от внешнего мира. Практически впервые на русском языке дан обстоятельный обзор библейских ми­ фов, основная часть которого выполнена С. С. Аверинцевым. Нельзя не упомянуть о славянской и русской мифологи>ях, глу­ боко и обстоятельно проанализированных В. Н. Топоровым и Вяч. Вс. Ивановым (пе­ ру этих авторов принадлежит, кроме того, большое число других статей по самым разным темам). В кратком обзоре нет воз­ можности охарактеризовать, хотя бы и бег­ ло, даже малую часть всего мифопоэтиче­ ского богатства, представленного в энцик­ лопедии. Однако особо следует отметить, что достойное место в ней заняли матери­ алы о народах нашей страны; здесь' мы найдем сведения по мифологии грузинской и якутской, эстонской и тунгусской, армян­ ской и бурятской и т, д. Изложение огромной массы сведений широчайшего историко-культурного диапа­ зона сопровождается необходимым теоре­ тическим осмыслением. Во многих случаях приводимые в книге точки зрения отража­ ют самые последние достижения мифоло- гистики, представляют собой хорошо аргу­ ментированное последнее слово в данной области. Вопросом о том, что такое миф, люди за­ давались очень давно. Древнегреческий философ Эвгемер, к примеру, полагал, что действующие в мифах персонажи — это ре­ ально существовавшие в глубоком прошлом герои, впоследствии обожествленные и на­ деленные сверхъестественными качествами. Любопытно, что такой подход, получивший название эвгемеризации, подчас ' можно встретить и в наши дни: иные исследовате­ ли без достаточных оснований стремятся отождествить того или иного мифологиче­ ского персонажа с определенным истори­ ческим лицом. Много веков спустя, уже в XVIII столе­ тии, возобладала тдчка зрения, выдвину­ тая французскими философами-просветите- лями, о том. что мифы — это баснословные истории, специально сочиненные жрецами и церковниками с целью держать в повино-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2