Сибирские огни, 1984, № 5
мацию о происхождении и значении разного рода религиозно-мифологических представ лений и культов народов практически все го земного шара. Наконец, значение двух томника определяется с точки зрения чис то научной. Каждая из составляюпих его статей написана квалифицированным спе циалистом с учетом последних научных ре зультатов и снабжена соответствующим списком литературы, с помощью которой можно более обстоятельно ознакомиться с проблемой. Для ученого, занимающегося исследованием традиционной духовной культуры, «Мифы народов мира»— незаме нимое пособие. Двухтомник построен по принципу эн циклопедического словаря; расположенные в алфавитном порядке статьи посвяще ны — каждая —.либо определенному пер сонажу, либо том у . или иному понятию, сюжету, реалии. Значительное число ста тей носит обобщающий характер. Причем одни излагают главное содержание и о п т сывают основные .отличительные Черты той или иной мифологической системы, скажем древнеарабской' или китайской; другие освещают наиболее важные и универсаль ные категории мифологического мышления («время мифическое», «древо мировое» в т. п.); третьи рассматривают вопросы тео^ рии мифологии. Много специальных статей отведено тематическим циклам .мифов — близнечным, колесничным, лунарным. кос могоническим и т. д.; немало внимания уделено предметам и явлениям, на первый взгляд несколько неожиданным, но, как оказывается, наполненным в ми4»логии глубоким символическим смыслом. В пер вом томе помещейа обширная вводная статья, написанная двумя ведущими в на шей стране исследователями мифологии С. А. Токаревым и Е. М. Мелетинским: о происхождении, сущности и особенностях мифологического мышления, где к р а тм из ложены основные этапы изучения мифоло гии и дана достаточно целостная картина современного состояния названных проблем. Уникальность издания определяется, ь первую очередь, колоссальным по объему мифологическим материалом, в нем заклю ченным; практически все сколько-нибудь значительные мифологические системы пред ставлены здесь в концентрированном виде. Значительная часть материала вводится в широкий (в том числе и научный) оборот впервые. Возьмем, к примеру, мифологию народов зарубежного Дальнего Востока — китайцев, корейцев, японцев. Что касается китайских мифов, то, кроме уже называв шейся книги Юань Кэ и незначительного числа сугубо научных публикаций, в распо ряжении читателя ничего более не было,- если не считать дореволюционных работ П. С. Попова и С. Георгиевского, давно уже ставших библиографической ред костью. Между тем, данная мифологическая система во многих отношениях не знает себе равных: существование на протяжении нескольких тысячелетий непрерывной пись менной традиции обусловило то. что в ру ках исследователей оказался ценнейший материал, позволяющий проследить транс формацию многих мифологических сюжетов и образов в их органическом развитии. С этой точки зрения статьи по китайской мифологии, написанные Б. Л. Рифтиным и помещенные в двухтомнике, вызывают особый интерес. Познакомившись с ними, читатель узнает о великих богах и героях китайской древности, даоских и буддист ских святых и магах, о сложных космоло гических и религиозно-философских пред ставлениях, составлявших основу одной из наиболее своеобразных культур Востока. Еще менее, чем китайские, были изв%ст- ны мифы корейцев и японцев. Сложные этногенез и история этих народов опреде лили и характер их мифогЬогии. Так, напри мер, легенды и предания корейцев, внима тельно проанализированные и изложенные Л. Р. Концевичем, причудливо сочетают в себе как южные элементы, так и элементы явно ‘Северного происхождения (культ мед ведя, березы, шаманистические черты). ■Последние генетически связаны с культурой народов Сибирн, часть которых (в первую очередь—^тунгусо-маньчжуры), по мнению исследователей, принимала участие в фор мировании древнекорейской народности. Знакомство с японскими мифами показы вает их значительную архаичность, а также глубокую самобытность, обусловленную, вероятно, длительной изоляцией японцев от внешнего мира. Практически впервые на русском языке дан обстоятельный обзор библейских ми фов, основная часть которого выполнена С. С. Аверинцевым. Нельзя не упомянуть о славянской и русской мифологи>ях, глу боко и обстоятельно проанализированных В. Н. Топоровым и Вяч. Вс. Ивановым (пе ру этих авторов принадлежит, кроме того, большое число других статей по самым разным темам). В кратком обзоре нет воз можности охарактеризовать, хотя бы и бег ло, даже малую часть всего мифопоэтиче ского богатства, представленного в энцик лопедии. Однако особо следует отметить, что достойное место в ней заняли матери алы о народах нашей страны; здесь' мы найдем сведения по мифологии грузинской и якутской, эстонской и тунгусской, армян ской и бурятской и т, д. Изложение огромной массы сведений широчайшего историко-культурного диапа зона сопровождается необходимым теоре тическим осмыслением. Во многих случаях приводимые в книге точки зрения отража ют самые последние достижения мифоло- гистики, представляют собой хорошо аргу ментированное последнее слово в данной области. Вопросом о том, что такое миф, люди за давались очень давно. Древнегреческий философ Эвгемер, к примеру, полагал, что действующие в мифах персонажи — это ре ально существовавшие в глубоком прошлом герои, впоследствии обожествленные и на деленные сверхъестественными качествами. Любопытно, что такой подход, получивший название эвгемеризации, подчас ' можно встретить и в наши дни: иные исследовате ли без достаточных оснований стремятся отождествить того или иного мифологиче ского персонажа с определенным истори ческим лицом. Много веков спустя, уже в XVIII столе тии, возобладала тдчка зрения, выдвину тая французскими философами-просветите- лями, о том. что мифы — это баснословные истории, специально сочиненные жрецами и церковниками с целью держать в повино-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2