Сибирские огни, 1984, № 5

в. Евсюков, С. Комиссаров связи ВРЕМЕНИ Не зная, что такое миф,— как можно с ним бороться или его опровергать, как можно его любить или ненавидеть? А. Ф. Л о с е в Современность принято определять как время бурного технического прогресса, как эпоху научно-технической революции. Но одними только несомненными достиже­ ниями в области техники и естественных наук суть явления, думается, не исчерпыва­ ется. Не меньшие, разве что не столь замет­ ные, изменения произошли в сфере наук гуманитарных. Достаточно наглядно это проявляется, в частности, в изучении древ­ нейшей фюрмы художественного мировос­ приятия — мифологии. Без преувеличения можно оказать, что в наши дни интерес к мифам, ЭП.ОСУ, фольклору, а шире — ко всему тому, что составляет основу тради­ ционных народных культур, велик, как никогда. Показательно, что не одни только писа­ тели и поэты в своих творческих поисках испытывают тягу к духов.ному опыту прош­ лого, заключенному в яркой мифопоэтич- ности народной культуры. Повышенный спрос на литературу такого рода присущ самому массовому читателю — огромные тиражи сборников народных сказок, ми­ фов, преданий и легенд расходятся в мгновение ока. Однако при таком серьез­ ном внимании к мифологии и фольклору читателю вплоть до сра.внительно недавне­ го 'Времени приходилось пробавляться, скажем прямо, не 'столь уж большим чис­ лам изданий, в которых научное содержа­ ние сочеталось бы с достунной формой из­ ложения. К счастью, за последние 10—15 лет ситуация изменилась. Помимо давно уже ставшей хрестоматийной книги Н. А. Куна «Легенды и мифы древней Гре­ ции», выдержавшей не одно издание, а также обобщающей работы М. Э. Магье о древнеегипетской мифологии, появились «1Чифы Древней Индии» Э. Н. Темкина и В. Г. Эрмана, переводная книга Юань Кэ «Мифы Древнего Китая», а совсем недавно издательство «Современник» порадовало читателя, выпустив «Древо жизни» А. Н. Афанасьева. Очень большую ра'боту в этом направлении ведет издательство «Наука»: специального упоминания заслу­ живает серия «Сказки и мифы народов Востока» (вышло уже более трех десятков томО'В), познакомившая нас с мифологией и фольклором многих народов как нашей страны, так и зарубежных стран. И, наконец, совсем недавно вышел фунда­ ментальный труд-«Мифы народов мира»*. Подготовленное большим авторски.м кол­ лективом, это издание уникаль*но во многих отношениях и свидетельствует о высоком уровне изучения мифологии, достигнутом в нашей стране. Вероятно, не будет преуве­ личением сказать, что в мире пока нет дру­ гой работы, столь же масштабной и высо­ кокачественной (за рубежом такие попыт­ ки предпринимались неоднократно). Под­ тверждением может служить тот факт, что после выхода двухтомника были заключены договоры о переводе его сразу на несколь­ ко европейских языков; отдельные статьи уже переведены и опубликованы в Китае. «Мифы народов мира»— издание много­ целевое. Одной из его задач, по замыслу авторов, должна стать широкая популяри­ зация культурного наследия прошлого с тем, чтобы, пользуясь изданием как спра. вочником, читатель получил возможность ориентироваться в мифологическкх образах и сюжетах, часто фигурирующих в литера­ туре и изобразительном искусстве (кстати, издание иллюстрировано, причем чрезвы­ чайно богато). Помимо этого, издание при- зва'но служить расширению общего круго­ зора; читатель почерпнет ценную ннфор- ' Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2-х томах). Гл. ред. С. А. Токарев. Ред. кол.; И. С. Брагинский, И. М. Дьяконов, В. В. Иванов, Р. В. Кинжалов, А, Ф. Лосев, В. М, М акаревич, Е. М. Мелетинский, Д . А. Ольдерогге. Б. Л. Риф- тин, Е. М. Ш таерман, М.. Советская .анциклопе- дия: Т. 1, 1980; т. 2, 1982.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2