Сибирские огни, 1984, № 5
дуется перед Ильиным в сокровенных сво их мечтаниях и сомнениях. Ермак сам выбрал свою судьбу. Но не одна лишь злая обида на хозяев за отца и братьев, запоротых, сгноенных в «земля ной яме» сделала его вожаком вольницы. Исконное русское правдоискательство, стремление преодолеть «тесноту жизни» оказались сильнее любви к жене и сыну (В. Сафонов дает свою, художественно достоверную, версию прошлого. Ермака), сильнее смертельной опасности. «Жизни краю нет, пока дышит человек., Ищи свое. Иди, Ермак... И решил я тогда: везде путь человеку. Надо будет — далече пойду: где русская душа не. бывала — и туда дойду. Дойду и сыщу — чего искал, и отмщение найду за все». Как истинный герой Ермак проверяется единением с народом, умением выразить интересы нации и своего времени. Соединение легендарного и конкретно исторического в судьбе Ермака побудило В. Сафонова наряду с художественной кон цепцией его личности и рассказом об эпо хе дать в романе документально-публи цистические отступления в будущее. «Пошли ярмачить!» — так высоко навсег да стала в умах их (казаков — С. Р.) прежняя грозная слава атамана. И это словцо, и названия гор, перенесенные за тысячу верст со светлого юга, жили потом еще века и дожили до наших дней». В этих рассуждениях писателя содержит ся интересная мысль о том, что истинная заслуга Ермака и его сподвижников в спо собности, пусть даже интуитивной, подчи нить личные цели историческим. Подвигом их дело становится именно тогда, когда государственные интересы берут верх над намерениями эгоистическими. На Ермака равнялись идущие ему во след, еще далее на восток, русские земле проходцы, рассказы о которых В. Сафонов вводит в эпилог, романа, тем самым утверждая значимость и патриотическую направленность начатого Ермаком иред- приятия. Бессмертна слава человека, если дело его прорастает, через «даль грядущих лет». Эта историческая метафора становится основ ным сюжетным стержнем поэмы Л. Н. Мартынова «Ермак». Глубокое знание прошлого, исследовательский подход к истории порождает у поэта ту степень осмысления события, когда в отдельном факте угадывается обобщение, а оно, в свою очередь, дает начало конкретному зримому образу. Как верно заметил С. З а лыгин в своем предисловии к историче ским поэмам Мартынова: «Творчество на чинается там, где раскрывается смысл со бытия, его идея, его работа на будущее и собственное отношение к нему художника». В каком направлении будет развиваться дальше Ермакова тема? По-прежнему силь на в литературе народно-поэтическая тра диция, удачно продолженная, например, в стихотворном либретто новосибирского поэта В. М. Пухначева (для оперы A. Касьянова «Ермак»), где образ Ермака, соответствейнр жанру, дан в героико-ро мантическом ключе, атаман выступает как выразитель народного 'стремления найти в Сибири вольную землю. Но «большая, суровая и противоречивая» (В. Сафонов) личность Ермака еще ждет своего исследователя. И, говоря словами B. Шукшина, «каждое время в лице своих писателей, живописцев, кинематографистов, композиторов будет пытаться спорить или соглашаться, прибавлять или запутывать — кто как может — тот образ, который создал народ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2