Сибирские огни, 1984, № 5

учат выведывать тайны у природы. Стро­ ганов кар'ает семью бежавшего Василия: всех от старого до малого определяет в тяжелую работу, а дом и добро забирает себе. Обида на богатеев сделала Василия предводителем «вольных людей» и мстите- лем за всех обездоленных. Социальный мо- ■ тив неотрывен от темы лирической. П. Б а­ жов рассказывдет историю несостоявшейся любви В!асилия и верной ему до гроба Алены, о которых говорили в народе: «Вот пара была, да гнезда не свила». Василий откззэлся от счэстья во имя служения людям. «Трудная у меня дорога пойдет Семейно по ней не пройдешь». Народной любовью оправдал П. Бажов жизнь Ермака, народ же создал и ' легенду о цельной и справедливой натуре вольного казацкого атамана, убрав из его судьбы все трагическое и сложное, оставив на доб­ рую память людям светлую печаль. В иных народных сказаниях о Ермаке его поход показан как ■стремление найти счастливую землю, создать на ней вольное казацкое царство. Эта идея легла и в ос­ нову неопубликованной исторической дра­ мы сибирского писателя Порфирия Казан­ ского (1885—1942) «За Каменный пояс», написанной в конце 20-х годов. Ермак предстает в ней как предводитель непокор­ ных холопов, бежавших на Волгу и Дон от преследования царских воевод. Исторические сведения служат П. Казан­ скому исходным материалом для того, что­ бы построить собственную художественную концепцию знаменательного события. Она мотивирована пафосом личности главного героя, его субъективными устремлениями, которые способны совпасть с исторической необходимостью или, наоборот, вступить в трагическое несоответствие с объектив­ ной предопределенностью. . Собственный интерес к походу есть у всех его участни­ ков и организаторов: Строгановых, татар, Ермака, его дружины, царя. Столкновение разнородных целей составляет основу дра­ матического действия пьесы, критерием истины становится степень приближения их к интересам народным, общенациональным. Такой подход позволил П. Казанскому сосредоточиться не столько на событиях Ермакова похода, сколько на исследова- НИИ психологии действующих лиц. ' Пьеса П. Казанского интересна не толь­ ко драматическим решением исторического конфликта, она строится на смелой и впол­ не допустимой с научной точки зрения гипотезе о намерении казачьего предводи­ теля вступить в союз с царем для -решения классовых проблем. Сам Ермак выступает в произведении именно как носитель со­ циальных идеалов массы, и его утопический проект казацкого царства рождается из опыта борьбы с богатеями на Волге, в пат­ риотической войне против Кучума. У Ер­ мака есть «своя линия» во всех предприни­ маемых им действиях, поэтому его можно назвать даж е не вожаком, а вождем ка­ зачьей массы. Разработка исторической темы Ермака в советской литературе основывается на марксистской концепции активной роли личности в истории, которая раскрывает себя прежде всего в выборе способа дейст- . ВИЙ, в оценке своих поступков и их резуль­ татов, что позволяет коснуться ■важной для современности проблемы исторической от­ ветственности. Социальные изменения в жизни нашего общества привели к существенным переме­ нам в жизни нации, народного' быта и пси­ хологии личности, а это побуждает писате­ лей исторического 'жанра взглянуть на прошлое с позиций сегодняшнего дня, что­ бы осмыслить настоящее в закономерной цепи исторических событий, как итоговый этап исторического бытия. Выбор темы, героя и способов их исследования опреде­ ляются главными проблемами времени. Двадцатые годы поставили на повестку дня проблему человека и истории, лич­ ности и народа, и успех Ермаковой темы во многом обусловливался умением автора рассмотреть ее прежде всего в этом русле. Усиление в 60—70 годы внимания к исто­ кам национального духа, стремление оце­ нить жизнь личности во времени через соотнесенность свободы выбора и истори­ ческой ответственности выдвинуло на пер­ вый план проблему гуманизма, заставило писателей обратиться к анализу нравствен­ ного начала в человеке. Стало явно не­ достаточным и отнюдь не убедительным оправдывать жестокость и нравственные компромисс^! исторической необходимостью. Более пристальное внимание к личности в истории углубило психологическое рас­ крытие темы прошлого в современной ли­ тературе. Это относится и к теме Ермака. В романе В. Сафонова «Дорога на простор» Ермак показан как порождение народной массы и одновременно ее вожак. Путь Ермака оценен с точки зрения объек­ тивной исторической необходимости и глу­ боко личных побуждений вольнолюбивого казака поискать воли и простора русской душе. Одним из способов раскрытия ха­ рактера становится удачно найденное ав­ тором композиционное решение поставить рядом с Ермаком и Иваном Грозным пер­ сонажей, в судьбе которых преломляются замыслы и итоги их исторических дейст­ вий,— казака Гаврилу Ильина и воеводу Волховского. Это позволяет автору дать более объемное изображение главных своих героев. В. Сафонов психологически достоверен в своих исторических оценках. Трагическая неразрешенность притязаний царя Ивана оборачивается не только кровью и жесто­ костью, но и несостоявшимися человечески­ ми судьбами, несбывшимися надеждами. Далеко в Сибири, в лагере Ермака, з а ­ вершается путь Семена Волховского, од­ ного из идейных сподвижников Ивана IV, как им он нарисован в романе. Умирает князь, не свершив предначертанного, с тяжкими сомнениями. «Было много дел, много мечтаний ' о ве­ ликом жребии,— не для себя, для Отчиз­ ны; были непочатые силы, которым не виделось конца,— не страшная ли война съела их?.. Кому же понадобилось, чтобы кончилась жизнь в черной глухомани?- В глушь, на восток — такого пути не искал, для того не жил». Бесчеловечности царя и его слуг про­ тивопоставлен автором гуманизм народно­ го вожака, который судит собственные де­ ла и ошибки судом своей совести, не боясь их вынести на суд народный. Голодной зимой в осажденном Искере Ермак,испове

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2