Сибирские огни, 1984, № 5
учат выведывать тайны у природы. Стро ганов кар'ает семью бежавшего Василия: всех от старого до малого определяет в тяжелую работу, а дом и добро забирает себе. Обида на богатеев сделала Василия предводителем «вольных людей» и мстите- лем за всех обездоленных. Социальный мо- ■ тив неотрывен от темы лирической. П. Б а жов рассказывдет историю несостоявшейся любви В!асилия и верной ему до гроба Алены, о которых говорили в народе: «Вот пара была, да гнезда не свила». Василий откззэлся от счэстья во имя служения людям. «Трудная у меня дорога пойдет Семейно по ней не пройдешь». Народной любовью оправдал П. Бажов жизнь Ермака, народ же создал и ' легенду о цельной и справедливой натуре вольного казацкого атамана, убрав из его судьбы все трагическое и сложное, оставив на доб рую память людям светлую печаль. В иных народных сказаниях о Ермаке его поход показан как ■стремление найти счастливую землю, создать на ней вольное казацкое царство. Эта идея легла и в ос нову неопубликованной исторической дра мы сибирского писателя Порфирия Казан ского (1885—1942) «За Каменный пояс», написанной в конце 20-х годов. Ермак предстает в ней как предводитель непокор ных холопов, бежавших на Волгу и Дон от преследования царских воевод. Исторические сведения служат П. Казан скому исходным материалом для того, что бы построить собственную художественную концепцию знаменательного события. Она мотивирована пафосом личности главного героя, его субъективными устремлениями, которые способны совпасть с исторической необходимостью или, наоборот, вступить в трагическое несоответствие с объектив ной предопределенностью. . Собственный интерес к походу есть у всех его участни ков и организаторов: Строгановых, татар, Ермака, его дружины, царя. Столкновение разнородных целей составляет основу дра матического действия пьесы, критерием истины становится степень приближения их к интересам народным, общенациональным. Такой подход позволил П. Казанскому сосредоточиться не столько на событиях Ермакова похода, сколько на исследова- НИИ психологии действующих лиц. ' Пьеса П. Казанского интересна не толь ко драматическим решением исторического конфликта, она строится на смелой и впол не допустимой с научной точки зрения гипотезе о намерении казачьего предводи теля вступить в союз с царем для -решения классовых проблем. Сам Ермак выступает в произведении именно как носитель со циальных идеалов массы, и его утопический проект казацкого царства рождается из опыта борьбы с богатеями на Волге, в пат риотической войне против Кучума. У Ер мака есть «своя линия» во всех предприни маемых им действиях, поэтому его можно назвать даж е не вожаком, а вождем ка зачьей массы. Разработка исторической темы Ермака в советской литературе основывается на марксистской концепции активной роли личности в истории, которая раскрывает себя прежде всего в выборе способа дейст- . ВИЙ, в оценке своих поступков и их резуль татов, что позволяет коснуться ■важной для современности проблемы исторической от ветственности. Социальные изменения в жизни нашего общества привели к существенным переме нам в жизни нации, народного' быта и пси хологии личности, а это побуждает писате лей исторического 'жанра взглянуть на прошлое с позиций сегодняшнего дня, что бы осмыслить настоящее в закономерной цепи исторических событий, как итоговый этап исторического бытия. Выбор темы, героя и способов их исследования опреде ляются главными проблемами времени. Двадцатые годы поставили на повестку дня проблему человека и истории, лич ности и народа, и успех Ермаковой темы во многом обусловливался умением автора рассмотреть ее прежде всего в этом русле. Усиление в 60—70 годы внимания к исто кам национального духа, стремление оце нить жизнь личности во времени через соотнесенность свободы выбора и истори ческой ответственности выдвинуло на пер вый план проблему гуманизма, заставило писателей обратиться к анализу нравствен ного начала в человеке. Стало явно не достаточным и отнюдь не убедительным оправдывать жестокость и нравственные компромисс^! исторической необходимостью. Более пристальное внимание к личности в истории углубило психологическое рас крытие темы прошлого в современной ли тературе. Это относится и к теме Ермака. В романе В. Сафонова «Дорога на простор» Ермак показан как порождение народной массы и одновременно ее вожак. Путь Ермака оценен с точки зрения объек тивной исторической необходимости и глу боко личных побуждений вольнолюбивого казака поискать воли и простора русской душе. Одним из способов раскрытия ха рактера становится удачно найденное ав тором композиционное решение поставить рядом с Ермаком и Иваном Грозным пер сонажей, в судьбе которых преломляются замыслы и итоги их исторических дейст вий,— казака Гаврилу Ильина и воеводу Волховского. Это позволяет автору дать более объемное изображение главных своих героев. В. Сафонов психологически достоверен в своих исторических оценках. Трагическая неразрешенность притязаний царя Ивана оборачивается не только кровью и жесто костью, но и несостоявшимися человечески ми судьбами, несбывшимися надеждами. Далеко в Сибири, в лагере Ермака, з а вершается путь Семена Волховского, од ного из идейных сподвижников Ивана IV, как им он нарисован в романе. Умирает князь, не свершив предначертанного, с тяжкими сомнениями. «Было много дел, много мечтаний ' о ве ликом жребии,— не для себя, для Отчиз ны; были непочатые силы, которым не виделось конца,— не страшная ли война съела их?.. Кому же понадобилось, чтобы кончилась жизнь в черной глухомани?- В глушь, на восток — такого пути не искал, для того не жил». Бесчеловечности царя и его слуг про тивопоставлен автором гуманизм народно го вожака, который судит собственные де ла и ошибки судом своей совести, не боясь их вынести на суд народный. Голодной зимой в осажденном Искере Ермак,испове
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2