Сибирские огни, 1984, № 5
же его самого определяется способностью понять народные Стремления и возглавить голытьбу, которая готова бежать хоть на край света от гнета царских воевод и бояр. А те, в свою очередь, стремятся отвести от себя «тучу грозовую» народного гнева, ибо «того и жди,— босая ватага по Кремлю с батогами пойдет». Народную инициативу похода в Сибирь царь и Строгановы ис пользуют в своих интересах: они играют на патриотических чувствах казаков, для которых «своевать татарву — дело доброе», и готовы их костями выстелить путь за Ка менный пояс к пушным богатствам Сиби ри. Острота •социальных оценок усиливает драма-тнзм событий, которые трагически преломляются в тревожных думах Ермака о судьбах пошедших за ним русских людей и о будущем сибирских народностей. Везут хазакам , Ермаку ясак. Прожорливы московские собаки; Д авай лисиц, бобров им, соболей Пудовый рыб, рогов оленя, жирных' баранов. Д а и девок ва придачу. Беда пришла... Ермак не в силах преодолеть классовых конфликтов своего времени, ибо в казачьей массе прочны царистские' иллюзии. Казаки верят, что ...царь в радости и милости великой Протянет руку смердам и холопам. Боярщину с опричниной уймет. Купцам и дьякам спесн поубавит. Д аст отдохнуть Руси многострадальной.». Гибель Ермака, ставшая концом похода, предопределена не только коварством Ку- чума, во и предательством правителями России народных интересов. Казачий ата ман тонет в водах Иртыша под тяжестью панциря — царского подарка, который и после смерти «могильной плитой давил бо гатырское тело». I Не Русь оказывает почести своему ге рою; благородству и смелости • атамана воздают должное его недавние враги, от ныне навеки спаянные в общей 'судьбе с простыми русскими людьми. ' События П 1 ЮШЛ 0 Г 0 решаются Г. Вятки- ным как социальная драма о народной до ле, о'народном характере, об историческом народном творчестве, и с этой мировоз зренческой позиции поэт видит не безы сходность истории, а поступательную ее устремленность к неизбежным классовым переменам. Сразу же после опубликования «Сказа о Ермаковой походе» вокруг него разго релись яростные споры. В дискуссии были затронуты проблемы, важные для опреде ления самого исторического жанра: о со отношении правды и вымысла, прошлого и настоящего, социального и психологи: ческого. Поэт-ученый П. Л. Драверт упрекал Г. Вяткина в исторических не точностях, считал, что социальная харак теристика Ермака и народной массы осовременена, история подверглась «сове тизации». Г. ВятКин же отстаивал свое художническое право «исходить из собст венной интуиции», которая основывалась на глубоком знаний литературного, историче ского и даже географического материала, прямо или косвенно связанного с именем Ермака, Вяткннскую концепцию личности и по хода Ермака поддержал М. Горький, усмотревший в «осовечивании» темы от- нюдь не «грех», а осмысление событий прошлого в исторической перспектьте, вы явление созидающих сил истории с точки зрения сегодняшнего дня. ' Самую непосредственную оценку «Ска зу» дали крестьяне Алтайской коммуны «Майское утро», где народный учитель Андриан Митрофанович Топоров восемь лет проводил свой уникальный эксперимент изучения читательских мнений. Меткие, образные высказывания крестьянских кри тиков о литературе М. Горький назвал «подлинным гласом народа». Образ Ермака в трактовке Г. Вяткина оказался близким сложившейся в народном самосознании оценке вожака вольных казаков по преда ниям и песням, среди которых рЫлеевскую «Думу» пели в народе как свою собствен ную. «Схоже со старым стихом о Ермаке «Ревела буря»,— заметил один из слу шателей. Другие слушатели отметили краткость и выразительность описаний: «Ни одного слова зря нету», «увесистыми словами ска зано», «воображаешь перед собой все описание». Оценка работы Г. Вяткина была едино душной: «Можно подогнать этого писателя не к средним, а к самым высшим поэтам». Сам А. М. Топоров, называя «Сказ о Ер маковой походе» «редким художественным произведением», нужным деревне, отметил особо: «Сказ» я читал коммунарам три раза подряд, и они готовы были слушать его еще тридцать три раза». Намерение А. М. Топорова состояло не в одном только воспитании вкуса к литературе у неиску шенных в грамоте крестьян, оказавшихся проницательными читателями и строгими ценителями прекрасного. «Революционер- культурнйк», он формировал мировоззре ние коммунар'ов, уже включенных револю цией в историческое творчество. Поэтому закономерен был вопрос одного из слуша телей: «Не могу понять я Ермака: бежал от Грозного ради вольнидьц а сам татар начал завоевывать». Эту задачу — постичь неизбежность пе рерождения участников похода Ермака в исполнителей царской воли и поставил в своем романе «Гуляй. Волга!» Артем Веселый. По его словам, он смотрел на прошлое глазами человека, «которому дано быть современником, очевидцем и не посредственным участником одного из ве личайших переворотов 'русской и мировой истории» — Октябрьской революции. Это побуждало его к уяснению хода истории и исследованию диалектически противо речивой связи объективного и субъектив ного в исторической жизни. Проблема соотношения личностных уст ремлений и исторического результата ста новится центральной в романе, где выведе на стихийная казачья масса, не способная осознать своей роли в истории, в сопостав лении с жестокой волей царизма, знающего свою цель и добивающегося ее любой це ной. Поход Ермака показан А. Веселым в ряду с главными событиями русской об щественно-политической жизни 16 века. Государство расширяет свои границы, и замысел Ивана IV «сотворить русской зем ле приращение» становится выражением исторической потребности нации. Однако, осуществляя свои планы насильственно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2