Сибирские огни, 1984, № 5
с . Рожнова «ЕРАААК, ДУША ВЕЛИКА, ПЕТЬ ДЕЛА ТВОИ...» Мнение народное и мысль общественная издавна поставили Ермака в ряд выдаю щихся деятелей отечественной истории, в число тех, кто достоин быть героем эпи ческого произведения. А. С. Пушкин писал поэту и переводчику Н. И. Гнедичу в 1825 году: «Я жду от вас эпической поэмы. Тень Святослава скитается не воспетая, писали Вы мне ког да-то. А Владимир? А Мстислав? А Дон ской? А Ермак? А Пожарский? История на рода принадлежит поэту». Пушкинские слова являются ключевыми для понимания художественной свободы поэта в воплощении исторического сюже та. Он опирается на фольклорную тради цию, всегда предпочитавшую буквальной фактографии цельную нравственную кон цепцию исторического лица или события, осмысление их с позиции социальной спра ведливости. Сам Пушкин блестяще про демонстрировал этот принцип в «Капитан ской дочке», дав поэтическую трактовку Пугачева на основе народной его оценки, отличной во Многом от исторического портрета крестьянского вождя в его же «Истории Пугачева». Но Пушкин же требовал исторического сочинения, «догадливостью», «живостью ния», и «государственных мыслей истори ка», и психологической верности изобра жаемых характеров. Лишь научное пости жение художником исторической жизни нации во времени способно было положить конец «идеализированным», по словам Пушкина, Ермакам, в создании которых немало поупражнялись сочинители 19 века. Поход дружины Ермака оставил не изгладимый след в исторической жизни русской нации, в ее памяти. Былины и пес ни о Ермаке стали выражением народных воззрений на его подвиг. Идеологи велико державной «народности» стремились пред ставить Ермака символом национального единения и социальной солидарности в борьбе с иноверцами. Передовая обПест- от- автора наряду с изображе- венная мысль в лице А. Н. Радищева, В. Г, Белинского, А. И. Герцена отмечала проти воречивость между историческим резуль татом деяний Ермака и способами их осуществления, что стало особенно злобо дневным для политической жизни России 2-й половины 19 века. Соотнесенность со бытий прошлого с проблемами современ ности придали образу Ермака диалекти ческую сложность и многозначность, психологически углубили его исторический характер. Атаман казачьей вольницы в трактовке разных писателей становился фигурой символической, проявляющей исто рическое самосознание эпохи в «траги ческие и творческие», по словам А. Н. Тол стого, ее моменты. Не случайно мимо Ермака не прошел никто из выдающихся деятелей литературы, размышлявших о судьбах России. Опыт нового социального жизнеустрой ства побудил советских писателей 20-х годов обратиться к тем страницам герои ческого прошлого народа, которые выяв ляли действенное начало прежде всего в массе. В это же время стали выдвигаться теоретические концепции, пересматриваю щие роль личности в истории: в частности, Ермак оценивался как «один из много численных представителей начального этапа колониальной политики царской России», путь которого в глубь Сибири был помечен «кровью татар, вогулов и остяков» (М. Нечкина). Столь жесткая социологи ческая оценка обусловлена стремлением развенчать шовинистическую идеализацию Ермака церковью и царизмом. К чести писателей 20—30-х годов, им не свойственна была прямолинейность исто риков в идейной переоценке событий, прош лого, хотя дух времени сказался на пере осмыслении главенствующего положения казачьего атамана в сибирской экспедиции. В исторической поэме сибирского поэта Г. Вяткина «Сказ о Ермаковом походе», впервые опубликованной в «Сибирских ог нях» в 1927 году, на первый план выдви нута народность похода Ермака, значение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2